Управление конфликтной ситуацией

Технология управления конфликтными ситуациями

1. Педагогические цели управления конфликтными ситуациями

Под управлением конфликтной ситуацией понимается: 1)предупреждение инцидента разрешением конфликтной ситуации; 2) перевод ее в педагогическую задачу; 3)моделирование познавательных конфликтных ситуаций в учебно-воспитательных целях .

Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять как на участников конфликтной ситуации, так и на конфликт в целом? Какие педагогические цели он решает при этом?

Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. Оно характеризуется, с одной стороны, неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным, деловым) конфликтам. Разрешение такого конфликта приводит к развитию явления, несовершенство которого вскрывает конфликтное противоречие, которое, как и любое другое противоречие, является источником развития. Конфликты несут в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд.

В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности собой и другими людьми, страхов, неприязни и даже ненависти, но есть и состояния связанные с предвкушением борьбы, воодушевления, живого интереса к оппоненту, надежды на успех в своем деле, удовольствия от точно найденной и принятой соперником аргументации.

Очевидно, что управление конфликтной ситуацией предпринимается учителем не только ради самой ситуации или собственной безопасности. Каждая конфликтная ситуация, возникшая на уроке стихийно или смоделированная педагогом, должна стать мощным источником развития ее участников. Управление конфликтом — это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Набор их достаточно богат: например, при возникновении беспредметных конфликтных ситуаций (учащиеся начинают паясничать, открыто провоцируя гнев учителя) уместна шутка, переключение внимания и т.п.; если же ситуация оценена как реальная (конфликтные ситуации по поводу учебной деятельности, необъективной оценки), то возможно применение невербальных и вербальных приемов, таких как, корректное замечание, повторное пояснение, без противоборства и противопоставления школьникам со стороны учителя.

Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией — воспитательных действий — диктуется педагогическими целями.

В качестве основ, определяющих содержание педагогических целей, мы рассматриваем: определение цели как педагогической категории, учет сложившихся в педагогике подходов к разработке целей развития и воспитания, сущность формируемого качества, его признаки, состав, а также уровни его развития.

Для развития и совершенствования конфликтогенности учащегося в педагогических целях необходимо предусмотреть:

• в интеллектуальной сфере: развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость; формирование познавательных умений (увидеть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта ); развитие восприятия, внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций; усвоение знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления;

• в мотивационной сфере: формирование системы общечеловеческих ценностей и нравственных мотивов поведения; воспитание позитивного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у учащихся стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения;

• в эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих; формирование у учащихся необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмоциональных состояний (отрицательных, коммуникативных и альтруистических эмоций).

• в волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях;

• в сфере саморегуляции: развитие у школьников способности совершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с целями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развивать навыки регуляции своих психических состояний; формирование умений уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навыков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации;

• в предметно-практической сфере: развитие способности выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эффективных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов ( накопление банка вероятных педагогических задач по управлению конфликтными ситуациями).

Эти педагогические цели можно осуществлять как в процессе обучения, так и на факультативных занятиях.

Конфликтные ситуации на уроке — явление привычное, реальное. Ученики опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся. Этот список может дополнить каждый обычный школьник. Учителя хотят, чтобы ученики не опаздывали, не отвлекались, не переговаривались, не списывали, не переговаривались, не ленились. А этот список может дополнить каждый педагог или студент. Сталкиваются стремления, желания, взгляды, позиции. Дальнейшее развитие такого столкновения возможно по традиционным и нетрадиционным схемам.

К привычным относятся: 1)конфликтная ситуация — инцидент — конфликт и 2)конфликтная ситуация — инцидент — конфликт — разрешение.

Организованная и проведенная по всем правилам технологии управления конфликтными ситуациями она применима для реальных (предметных, деловых) конфликтов. В педагогической практике эта схема возможна в моделируемых конфликтных ситуациях с учебно-воспитательными целями.

К разновидностям подобных ситуаций относятся познавательные конфликты в рамках дискуссионных методов обучения или тренинговые сюжетно-ролевые игры.

Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами: 1)реальная ситуация — разрешение реальной ситуации; 2)реальная ситуация — перевод в педагогическую ситуацию — разрешение педагогической ситуации.

Целенаправленно решать педагогические задачи по формированию у школьников продуктивной конфликтогенности можно на факультативном курсе. Приведем примерную программу факультативных занятий “Как стать сильнее конфликта”. Курс предназначен для учащихся старшего школьного возраста и рассчитан на 40 часов.

I. Теория конфликта (6 час).

Тема 1: Понятие конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Выявление типичных конфликтов участников группы.

Тема 2: Классификация конфликтов. Формирование позитивного отношения к реальным конфликтам. Анализ типичных конфликтных ситуаций участников группы. Тренинг гибкости ума.

Тема 3: Ознакомление с понятием “конфликтогенность”. Диагностика уровня конфликтогенности.

II. Культура эмоций и чувств (8 час).

Тема 1: Познание эмоций, сопровождающих конфликтное поведение. Обида, гнев, раздражение, страх. Овладение саногенным мышлением и преодоление привычек патогенного мышления. Тренинг осознания своих эмоциональных состояний.

Тема 2: Самооценка и уверенность в себе. Преодоление робости и застенчивости. Интеллектуальная гимнастика.

Тема 3: Способы саморегуляции: контроль поведения через регуляцию мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания. Разрядка в деятельности (трудотерапия, юмор, имитационные игры).

Тема 4: Альтруистические и коммуникативные эмоции. Упражнения на проявления этих эмоций.

III. Тренинг общения (10 час).

Тема 1: Понятие общения. Ценности общения. Социальные установки общения: интерес к процессу общения, отношение к партнеру как к цели, а не средству общения, диалогичность, терпимость. Социально-психологический тренинг общения.

Тема 2: Техника общения с трудными людьми. Тренинг общения. Факторы, дезорганизующие общение. Преодоление барьеров общения.

Тема 3: Культура поведения. Дискуссия “Воспитанный человек — что это значит?” Решение ситуативных и ролевых задач. Составление кодекса поведения для ученика.

Тема 4: Элементы делового общения. Приемы установления контакта. Отработка техники диалога: активное слушание, умение задавать вопросы.

Тема 5: Правила конструктивной критики. Техника конструктивного спора. Тренинг общения.

IV. Способы предупреждения и разрешения конфликтов (8 час).

Тема 1: Общие закономерности разрешения конфликтов. Ситуативно-аналитический тренинг.

Тема 2: Стили поведения в ситуациях разногласия. Выбор оптимального стиля действия в конфликтной ситуации. Тренинг предупреждения и разрешения типичных семейных конфликтов.

Тема 3: Конфликтные ситуации и конфликты с учителями. Ролевой тренинг.

Тема 4: Итоговое занятие. Создание собственной схемы экспертизы конфликтной ситуации и каталога эффективных (и неэффективных) способов и приемов разрешения, различных по природе конфликтных ситуаций и конфликтов.

Индивидуальное консультирование (6 час). Резерв (2 час).

Достижение педагогических целей, решаемых педагогом в процессе управления реальными конфликтными и моделируемыми конфликтными ситуациями в условиях конкретного урока и факультативных занятий, необходимо для повышения профессиональной компетентности педагога. Приобретение навыков диагностики конфликтогенности учащегося, постановки его в значимую ситуацию успеха или нравственного выбора, определение оптимального стиля поведения в отношении школьников с разным уровнем конфликтогенности, отбор соответствующих методов обучения и воздействия на них, организации познавательного общения — все это способствует приобретению педагогического мастерства.

Далее рассмотрим технологию моделирования конфликтных ситуаций.

13.2. Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников

Целостность, оптимальность, эффективность и результативность как основные признаки педагогической технологии обеспечиваются целым рядом условий. Одним из обязательных справедливо считается знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Технология управления конфликтными ситуациями предусматривает диагностику конфликтогенности школьников. Диагностика исходного уровня этого интегративного свойства индивидуальности составляет одно из условий оптимальности рассматриваемого вида педтехнологии.

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтогенности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диагностической беседы, анкетирование.

Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложения” и тест Томаса.

Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах индивидуальности. Каждому данному на продолжение высказыванию соответствует тот или иной признак. Далее в таблице показано это соотношение.

Соотношение незаконченных предложений с признаками конфликтогенности

Источник:
Технология управления конфликтными ситуациями
Педагогические цели управления конфликтными ситуациями. Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями. Моделирование педагогических конфликтных ситуаций.
http://xreferat.com/78/1867-1-tehnologiya-upravleniya-konfliktnymi-situaciyami.html

Управление конфликтной ситуацией

От эффективности управления конфликтом зависит его результат. Если управление осуществлялось вовремя и в нужном направлении, следствию конфликта станут функциональными (конструктивными). От этого во многом зависит возможность возникновения или не возникновение в будущем подобных конфликтов, потому что характер последствий конфликта устраняет или создает предпосылки для нового конфликта. Найти именно эффективный способ урегулирования конфликтной ситуации не всегда возможно.

Существует две группы методов управления конфликтной ситуацией — структурные и межличностные.

Структурные методы — это разъяснение требований к работе; координация и интеграция совместной работы; установление общеорганизационных комплексных целей; четкая структуризация системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе является одним из самых эффективных методов управления конфликтной ситуацией. Метод заключается в разъяснении ожидаемых результатов от каждого сотрудника или группы в целом. При этом выясняют, кто предоставляет и кто получает информацию, характеризуют систему полномочий и ответственности, а также определяют политику, правила и процедуру выполнения работ.

Координация и интеграция совместной работы, является самым распространенным методом, сущность которого заключается в установлении иерархии полномочий относительно упорядочивания взаимодействия между людьми. При таких условиях облегчается использование иерархии для разрешения конфликта, потому что подчиненный хорошо знает, чьи распоряжения должен выполнять. С целью интеграции деятельности создают межфункциональные и целевые группы, проводят общие совещания отделов, которых касается определенная проблема.

Установление общеорганизационных комплексных целей — важен структурный метод, который способствует объединению усилий работников, групп или отделов, устраняет причины, которые могут приводить к конфликтам.

Структуризация системы вознаграждений. Вознаграждение может использоваться в качестве метод решения конфликтов через влияние на поведение людей, направляя их действия в нужное русло. Лица, чей вклад в деятельность организации значителен, которые ответственно, своевременно и качественно производят свою работу, должны получать дополнительное вознаграждение (благодарность, премию и тому подобное). Это улучшает микроклимат организации. Но важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение.

Межличностные методы (стили). Выделяют пять основных межличностных стилей — это уклонение от конфликта; залагодження конфликту (приспособление к ситуации); принуждение (соперничество); компромисс; решение проблемы (сотрудничество).

Уклонение от конфликта. Предусматривает попытку человека избежать конфликтной ситуации, уклониться от участия в обсуждении спорных вопросов. Человек, который избирает этот стиль не желает испытывать стрессов, разрешая проблемы. Такой человек, обычно, занимает пассивную позицию в группе и не заинтересованная в изменениях. Уклоняясь от конфликта, человек уклоняется и от его решения.

Компромисс — это принятие точки зрения другой стороны, но не в полной мере, предусматривает взаимные уступки или отложения решения вопроса на какое-то время. Компромисс возводит к минимуму недоброжелательность, дает возможность уладить конфликт, удовлетворив обе стороны. Но вопрос решается не всегда оптимально, существует достоверность осложнения его решения в будущем.

Решение проблем (сотрудничество). Наилучший способ решения конфликта. Решение принимается на основе выявления причин конфликта, детального изучения разных взглядов на ситуацию и выяснение расхождений. Принятое решение, максимально удовлетворяет интересы каждой из сторон. Этот способ чаще всего применяют при доверчивых отношениях сторон и за достаточностью времени для обоснования решений. При этом стороны не пытаются достичь цели за счет других, а ищут оптимальный варианта решения проблемы.

Американские ученые К. Томас и Р. Кілман разработали схему управления конфликтом, которая дает возможность избрать самый эффективный способ поведения в конкретной конфликтной ситуации. Согласно их исследованиям, поведение участников конфликта можно описать с помощью двух основных параметров: настойчивости (активности), с которой люди пытаются реализовать свои намерения, и готовности к сотрудничеству (склонности к индивидуальным или общим действиям).

Если рассматривать названные модели за уровнем их эффективности, то они располагаются в таком порядке: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избежание. Если же оценивать их с точки зрения влияния на длительность конфликта и возможность его разрастания, то избежание и соперничество предоставляют конфликту латентной (скрытой) формы, и при наименьших расхождениях позиций сторон он загорается опять.

Типичные ситуации использования межличностных стилей решения конфликтов и характеристика поведения человека, которое склонно к тому или другому стилю приведено в таблице.

Источник:
Управление конфликтной ситуацией
От эффективности управления конфликтом зависит его результат. Если управление осуществлялось вовремя и в нужном направлении, следствию конфликта станут функциональными (конструктивными). От этого во
http://profession-in-perspective.org.ua/metody-i-stili-upravleniya-konfliktnymi-situatsiyami/

Управление конфликтной ситуацией

Управление конфликтной ситуацией. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности: Изучение причин возникновения конфликта; ограничение числа участников конфликта; анализ конфликта; разрешение конфликта.

Слайд 11 из презентации «Конфликты между людьми» к урокам психологии на тему «Конфликты»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Конфликты между людьми.ppt» можно в zip-архиве размером 1760 КБ.

«Конфликты в школе» — Осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций. Повестка дня: Педагогический совет. Результат от группы: 3-4 типичных конфликтных ситуации, которые хотелось бы разобрать. Заключение. Обсуждение проекта решения педагогического совета. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов.

«Управление конфликтами» — Персональные методы управления конфликтами. Интерес к другим. Тема: «Управление конфликтами». Вопросы лекции: Понятие, источники и причины конфликтов Виды и диагностика конфликтов Управление конфликтами. Методы управления конфликтами. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление».

«Конфликты» — Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица. Идти до конца. Гнев, злоба, агрессия — чувства разрушительные. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Вы: а). равнодушны; б). не скрываете досаду; в). надолго потеряю настроение.

«Конфликты в обществе» — Томас Гоббс (1588–1679). Эразм Роттердамский (ок. 1466–1536). Льюис Козер. Георг Зиммель (1858-1918). Макс Вебер (1864–1920). Новое время. Тверь, 2003. История конфликтологии. Жан-Жак Руссо (1712–1778). Эрик Берн (1910 — 1970). Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века: Карл Маркс (1818–1883).

«Конфликты в сфере управления» — 6. Мо т ивация. Конфликты в сфере «организационного императива». Конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами). Судебная власть. Конфликт, связанный с нарушением норм в организации. Создание альтернативных структур власти. Объект конфликта: распоряжение властью.

«Социальный конфликт» — Выберите правильный вариант. По публичности конкуренции: Открытые Скрытые Ложные. Непосредственно конфликт – стадия активных действий, инцидента. 13. Функции конфликтов. Типы социальных движений. Какие из приведенных ниже ситуаций подходят под указанную модель? Причины конфликтов. 10. 2. Одной из форм разрешения конфликта выступает… a) компромисс b) коммуникация c) стимулирование d) предупреждение.

Источник:
Управление конфликтной ситуацией
Содержание: Управление конфликтной ситуацией. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности: Изучение причин возникновения конфликта; ограничение числа участников конфликта; анализ конфликта; разрешение конфликта. Слайд: 11, Презентация: Конфликты между людьми.ppt, Тема: — Конфликты — Презентации по психологии, Вид: Презентации
http://900igr.net/prezentatsii/psikhologija/Konflikty-mezhdu-ljudmi/011-Upravlenie-konfliktnoj-situatsiej.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Мужчина рыбы женщина рак в постели Мужчина рыбы женщина рак в постели Овен 21.03 - 20.04… (5)

Женатый мужчина дева влюбился Влюбленный мужчина Дева – поведение в отношенияхЗнаком Дева, как известно,… (5)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (4)

Школа граня развод Компьютер Интернет блог Статьи, приносящие деньгиКомпьютер + Интернет + блог… (4)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (3)

COMMENTS