Вид отношения человека к миру

Вид отношения человека к миру

1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии

Гносеология (процесс познания) – раздел философии изучающий процесс познания, основные элементы которого: объект, субъект и взаимодействие между ними в отражения.

Познание – исторично, отражает мир в субъективных образах человеком посредством чувств и разума.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. И на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в многообразных социально-культурных формах.

Процесс познания составляют следующие элементы – объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и логического познания.

Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека (образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение), а так же «вторичные продукты» интеллектуальной деятельности человека (закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.)

Субъект познания – общественный. Социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание (человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

Знание – информация об объективном мире природы и общества,

Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,

Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры, становлением ее основных феноменов. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят: обыденное познание, мифологическое, религиозное, художественно-образное (через искусство), философское, научное.

Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т.д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.

Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.

Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Художественно-образная форма познания (или искусство) изначально тесно связана с мифологической, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.

Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности.

Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.

В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества.

Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т.к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т.е. это знание логическое, понятийное и системное.

Философское познание основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически – духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой – выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, есть самопостижение.

Если человек хочет понять смысл своей жизни, он обращается не к научным трактатам. Научное знание может многое объяснить ему, но не через это знание он будет двигаться к своим идеалам. Они лежат в другой плоскости. Постижение смысла жизни является сущностной характеристикой философского знания. Философия дает возможность человеку найти себя в безбрежном океане событий, глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир, осмыслить, в чем его предназначение в потоке бытия. Никакая другая наука не учит тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.

Сущность познавательного отношения человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний, различной степени точности. Раздел всех наук, в котором рассматриваются общие проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.

Скептицизм – в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом.

Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

Агностицизм – позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

Основы гносеологии были заложены в эпоху античности. Уже тогда познание стало рассматриваться как особый процесс, одно из проявлений деятельности человека. Рассматривая познание, Демокрит, например, выделял знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). По его убеждению, истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте. Сама же истина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Вот почему прийти к истине сможет далеко не каждый человек, а лишь мудрец.

Сократ ставил и решал вопрос о методах получения истинного знания. К числу основных он относил диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии.

Наиболее совершенную по тем временам теорию познания создал Аристотель. Он осмысливал познавательный процесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, которое соответствует вещам, а в заблуждении Аристотель видел искажение истины. Этот греческий мыслитель разработал также логику – науку о способах и формах правильного мышления. Он выделял субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине.

В Средние века в Европе основные усилия гносеологии были направлены на обоснование существования христианского Бога как высшей первопричины, носителя абсолютного знания и добра, источника всех вещей. Так, Фома Аквинский полагал, что бытие Бога якобы можно обнаружить с помощью таких логических доказательств, которые убеждают в существовании материального факта всеобщей причинности, предопределенной Богом упорядоченности и целесообразности в мире, его совершенства и разнообразия.

Пронизанная духом антропоцентризма и гуманизма, наука эпохи Возрождения считала, что целью разума является проникновение в глубину и сущность вещей и процессов, обнаружение растворенной в природе некоей «божественности». Д. Бруно, Н. Кузанский выдвинули идею неисчерпаемости и разнообразия природного мира. Соответственно, познание рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс. В его основе лежит здоровое сомнение человеческого разума, скепсис, т.е. критическое отношение к получаемым знаниям.

В Новое время интерес к проблемам гносеологии значительно возрос, что было обусловлено научной революцией, быстрым развитием точных наук – механики, математики, астрономии, а также потребностями зарождающейся промышленности, техническим прогрессом. В центр внимания выдвинулись вопросы о методе (способе) исследования и формах существования знания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и обретения собственной свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Дж. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его существования.

Источник:
Вид отношения человека к миру
1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии Гносеология (процесс познания) – раздел философии изучающий процесс познания, основные
http://studfiles.net/preview/830130/

Вид отношения человека к миру

Рели?гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община) [1] .

Другие определения религии:

  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения [2] .
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам [3] .
  • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности [4] .

Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т. п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее) [5] .

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру [6] , некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь [7] . Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа [8] ).

Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относят себя к одному из вероисповеданий [9] [10] .

В древности существовало несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа» [11] ). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством [11] [12] [13] .

Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом [11] [12] [13] .

Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом [13] .

Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare [12] [14] .

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

  • религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  • религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  • религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  • религиозные организации.

Единобожие (монотеизм) [15] характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Агни-йоге и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм [16] .

Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.

На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения [17] :

Идею последовательного усложнения религиозных верований впервые предложил Э. Тайлор, который выдвинул гипотезу о том, что первоначальной формой религии был анимизм. В дальнейшем идеи Тайлора получили развитие в работах Дж. Фрейзера (магия как первоначальная форма религии), Р. Маретта, Л. Я. Штернберга (эпоха аниматизма, оживотворения всей природы), и Л. Леви-Брюля (первобытный дологический мистицизм). В настоящее время теория об эволюционной последовательности магии, религии и науки отвергнута [24] .

Основатели марксизма также разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности [25] . Также широко известно выражение «религия есть опиум народа» [26] .

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики — как мы могли бы их себе вообразить — сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности [27] [28] [29] [30] .

Некоторые из исследователей полностью отвергают мысль о существовании дорелигиозного периода, а в качестве обоснования своего взгляда утверждают, что «современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное» [31] .

Однако другие исследователи считают, что все утверждения о том, что религия изначально присуща человеку, не выдерживают критики [32] . По их мнению, дорелигиозный период длился очень долго, вплоть до формирования неандертальца. Некоторые из них также полагают, что признаки, свидетельствующие о наличии религиозных представлений и обрядов, становятся действительно многочисленными и убедительными лишь для периода верхнего палеолита (около 40-18 тысяч лет назад) [32] . С определением времени возникновения религиозных обычаев тесно связана проблема определения различия и разграничения первобытных «формирующихся людей» (архантропов и палеоантропов) и первобытных людей современного физического типа (неоантропов, Homo sapiens), к которым принадлежали люди верхнего палеолита, именуемые обычно кроманьонцами [33] .

Французский антрополог Паскаль Буайе отмечает, что религия и/или верования в сверхъестественные силы наблюдаются у всех народов и племён Земли, но отсутствуют у животных. На основании своих многолетних исследований Буайе заключает, что причины возникновения религий, суеверий и других верований в сверхъестественное заключаются в физиологии мышления человека как вида [34] .

Религиовед Р. А. Силантьев отмечает, что все традиционные религии выступают за высокую рождаемость, против абортов и осуждают контрацепцию. В связи с этим рождаемость среди верующего населения выше, чем среди атеистов: например в Израиле самая высокая рождаемость у евреев-ортодоксов, у которых редко меньше 5 детей в семье. Высокая рождаемость характерна для мусульман. В тех христианских странах, где сохранилась религиозность населения, рождаемость не ниже мусульман: например, в Боснии и Герцеговине рождаемость православных сербов выше рождаемости мусульман-бошняков. В семьях украинских и русских православных священников редко бывает меньше 3-4 детей, а семьи с 10-15 детьми встречаются в каждой епархии. Поэтому причина демографического кризиса в утрате христианских ценностей, а ислам в Европе побеждает не само христианство, а пост-христианское общество, которое утратило религиозность [35] .

Утрату православной религиозности как главную причину падения рождаемости в России называет кандидат социологических наук, директор Института демографических исследований и главный редактор портала Демография.ру И. И. Белобородов [36] .

Slon.ru отмечает, что проведённые исследования показали, что в среднем рождаемость среди верующего населения выше, чем среди атеистов. Однако данная зависимость неоднородна по регионам: если в странах западной, северной и южной Европы фактор религиозности оказывает существенное влияние на среднее число детей в семье, то в странах восточной Европы исследования показали скорее отсутствие зависимости между религиозностью и рождаемостью [37] .

В России согласно исследованиям Т. М. Малевой и О. В. Синявской в рамках проекта РиДМиЖ (GGS) самый высокий уровень рождаемости у исповедующих ислам этнических групп, тогда как в других религиях рождаемость находится на одинаково низком уровне и нет существенной разницы между рождаемостью верующих и неверующих [38] .

По мнению магистра социологии, преподавателя кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета ПСТГУ Е. В. Пруцковой связь между религиозностью и рождаемостью определяется наличием или отсутствием первичной религиозной социализации [39] .

Однако отношения к абортам и планированию семьи в религиозной среде как показали выступления на всемирной конференции по народонаселению и развитию (Каир, сентябрь 1994 г.) далеко не однородны [40] .

В статье рассматриваются следующие вопросы:

Источник:
Вид отношения человека к миру
Рели?гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов,
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человекаАктивность животного. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемwww.ppt4all.com

Презентация на тему: » Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человекаАктивность животного.» — Транскрипт:

2 Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество) Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, внутреннее состояние человека) МотивЦель Методы и средства Процесс Результат (продукт) Потребности Социальные установки убеждения интересы влечения и эмоции идеалы Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

5 Субъект тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) Цель способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио- видеотехники, интернета и проч.) Содержание Средства это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому. это, ради чего у человека возникает необходимость в общении.

6 тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) это, ради чего у человека возникает необходимость в общении. это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому. это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, интернета и проч.) Получатель информации Структура общения Субъект Цель Содержание Средства

7 Функции общения Наименование функцииСодержание функции Социализации Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности Познавательная Понимание людьми друг друга Психологическая Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе «Я — свой» или «Я – чужой» Организационная Организация совместной деятельности людей СоциализацииПознавательнаяПсихологическая Отождествления (противопоставления) Организационная Понимание людьми друг друга Осуществление определенного воздействия на психическое состояние человека Организация совместной деятельности людей Выражение причастности человека к группе «Я — свой» или «Я – чужой»

8 Отражение действительности в художественной и научной формах, в мифах, религиозных учениях Преобразование природы Преобразование общества Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения Планирование или предвидение возможных изменений действительности

9 Основа классификацииВиды деятельности Субъект деятельности 1.Индивидуальная 2.Коллективная Характер деятельности 1.Репродуктивная (деятельность по образцу) 2.Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов) Соответствие правовым нормам 1.Законная 2.Незаконная Соответствие моральным нормам 1.Моральная 2.Аморальная Соотношение с общественным прогрессом 1.Прогрессивная 2.Реакционная Зависимость от сфер общественной жизни 1.Экономическая 2.Социальная 3.Политическая 4.Духовная Особенности проявления человеческой активности 1.Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) 2.Внутренняя (умственные действия)

10 Сознательное выдвижение цели и предвидение результатов Направленность на получение результата (продукта) Направленность на изменение окружающего мира и себя Осуществление деятельности в многообразных связях с другими людьми

Источник:
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека
Деятельность состоит из цепи действий. Виды действий ВидЕго сущность Целенаправленное действие Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий. Ценностно- рациональное действие Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Его смысл состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям ор долге, достоинстве, красоте, благочестии и т.д. Аффективное действие Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и проч. Традиционное действие Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда условленной установки.
http://www.myshared.ru/slide/150411/

Специфика познавательного отношения человека к миру

Специфика познавательного отношения человека к миру. Виды познания.

Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

· Знание — информация об объективном мире природы и общества,

· Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,

· Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Обыденное или индивидуальное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно-значимого знания. Специфика этого вида познания заключается в том, что его содержание, прежде всего, связано с информацией о единичных объектах и ситуациях. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем также присутствует. Этот вид познавательной деятельности представляет собой информационно самую ёмкую форму знания[88]. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает здравый смысл, верования, обобщения, наличный опыт и т.д., закрепляемые в традициях, преданиях и пр., а так же интуитивные убеждения и предчувствия. Представляя обобщение периодичных явлений и процессов, обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения человека к миру.

Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деятельность и фундаментальны для человека как природно-социального существа. Обыденное познание по отношению к научному предпосылочно, с другой же стороны, научное познание, вторгаясь в область обыденной жизни, видоизменяет обыденное знание, реконструирует его на научной основе.

Значительную роль, особенно на начальном этапе становления человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическо-художественное постижение реальности. В рамках мифологии человечество закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, человеке. Мифологическое мышление связано с особой моделью мира, выраженной в мифе, особенностями его являются метафоричность и художественная конкретность мышления, антиномичность, восприятие природы в ее гармонии и цикличном развитии.

Художественно-образная форма познания (или искусство) изначально тесно связана с мифологической, однако, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Искусство содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действительность в разных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), искусство одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основой художественного познания является художественный образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.

Религиозное познание обусловлено идеей противостояния мира божественного («горнего») и земного (человеческого). Как и мифология, религия содержит в себе многие знания человечества, однако не воспроизводит знание в систематической и, тем более, теоретической форме. Важнейшей для религиозного познания является проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Для религиозного познания характерен феномен веры, эмоциональное отношение к миру, средоточие знания в культе.

Важнейший вид познавательной деятельности – научное познание. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое, но т.к. общее существует только в единичном и через единичное, то, естественно, случайное и единичное изучаются наукой как средство и путь к постижению общего и необходимого. Научное знание отличает от обыденного логическая организованность, связность выражаемой в нем истины, а так же системность как демонстрация необходимости взаимосвязи его внутренних элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию сущности вещей. По форме научное знание сконцентрировано в общих понятиях, т.е. это знание логическое, понятийное и системное.

Философское познание основным своим компонентом имеет духовно-практические ориентиры. Философское познание стремится сочетать научное и обыденно-личностное, это органическое сочетание научно-теоретического и практически — духовного объясняет специфику философии как уникальной формы познания, цель которой – выработать стратегию человеческой жизни, определить место человека в окружающем мире. Философское познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеческого существования.

Источник:
Специфика познавательного отношения человека к миру
Специфика познавательного отношения человека к миру. Виды познания. Познавательное отношение человека к действительности является важным элементом всей системы его отношений к миру. Познание
http://cyberpedia.su/6×5214.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (6)

Слова мамы невесты на выкупе Cлова мамы на выкупе невесты Ах, эта свадьба, свадьба… Она… (6)

Выкуп туфли невесты в стихах Выкуп туфли невесты в стихах Ой вы гости-господа, вы откуда… (4)

Если женатый водолей влюбился Если женатый водолей влюбилсяВсе наиболее важное для тебя, твоей семьи… (4)

Загадки на выкуп невесты Загадки на выкуп невесты Получай статьи на почту Добавляйся в… (4)

COMMENTS