Военная психология

Joomla Сайт

Тема 1: «Военная психология как отрасль психологической науки «

Учебные вопросы:

1. Предмет военной психологии

2. Основные принципы, методы и задачи военной психологии

Повседневные задачи, решаемые военными специалистами (руководителями, педагогами, войсковыми психологами и др.) требуют от них понимания закономерностей проявления и формирования психологии личности военнослужащего и воинских коллективов в условиях различных видов воинской деятельности. Эти закономерности и являются предметом военной психологии как отрасли психологической науки.

Понимая условия возникновения и механизмы проявления тех или иных психических процессов, состояний и свойств у военнослужащих, практик может управлять ими. То есть — учитывать эти закономерности в своей работе, целенаправленно формировать и развивать у воинов необходимые для службы и боя качества, а также корректировать их в случае необходимости.

К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:

• Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.

• Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.

• Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).

• Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.

• Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями.

• Социально-психологическая характеристика воинских коллективов (подразделений, экипажей, караулов и т.п.) как малых социальных групп.

• Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.

• Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.

Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности — условия совместимости и срабатываемости военнослужащих, требования к служебной коммуникации и др.

В настоящее время все больше ученые и практики начинают обращаться к тем задачам, которые были поставлены перед военной психологией в 20-30 –е годы ХХ столетия Н.Н.Головиным, в частности: изучение проблем человеческого подсознания, разрешение вопроса поиска приемов связывания психологии действующих войск и психологии высших штабов, осуществление психологической экспертизы приказов и принимаемых решений.

1. Оценка требования, предъявляемых обстановкой современного боя к психологическим качествам воина с учетом содержания и объема переносимых нагрузок;

2. Раскрытие закономерностей, управляющих поведением и действиями воинов и воинских коллективов в обстановке боевой учебы и, особенно, боевой деятельности;

3. разработка рекомендаций по изучению индивидуальных особенностей воинов и воинских коллективов для использования их в повседневной работе офицеров;

4. Поиск и нахождение путей повышения эффективности процессов руководства воинами и воинскими коллективами, их обучения, сплочения;

5. Изыскание средств надежной оценки возможностей воинов и воинских коллективов и их целесообразной расстановки по профилям подготовки и по выполняемым задачам;

6. Разработка путей и средств осуществления психологической подготовки личного состава в подразделении, части, соединении к активным боевым действиям в условиях современной войны;

7. Определение средств предупреждения конфликтов, искоренения неуставных взаимоотношений и нарушений воинской дисциплины в подразделениях и частях;

8. Психологическое обеспечение мобилизации, активизации личного состава на успешное выполнение служебных и учебно-боевых задач;

9. Создание средств и процедур оценки морально-психологического состояния личного состава, предупреждения снижения и восстановления психологической устойчивости в сложных условиях, пресечения отрицательных психических реакций;

10. Вооружение командиров, офицеров воспитательных структур знаниями военной психологии и формирование психологического склада мышления, обеспечивающего достижение наиболее продуктивных взаимоотношений с подчиненными;

11. Обеспечение деятельности военных психологов, психологической службы ВС РФ.

Источник:
Joomla Сайт
Курс лекций по военной психологии
http://voenobr.ru/uchmaterial/lections/163-2011-11-22-13-42-53.html

Библиотека Гумер

Корчемный П., и др. Военная психология: методология, теория, практика

Введение
Раздел 1. Методологические проблемы военной психологии .
§ 1.1. Методологические основы военной психологии .
§ 1.2. Зачем военному психологу знания истории психологии .
§ 1.3. Методология военно-психологического исследования .
§ 1.4. Социально-психологические проблемы военной психологии .
§ 1.5. Возрастная психология, как составляющая методологических основ военной психологии
§ 1.6. Педагогическая психология и военная психология ..
§ 1.7. Военная психология и психотерапия .
Литература .
Раздел 2. Военная психология, как отрасль психологической науки
§ 2.1. Развитие военной психологии в России до 1917г. .
§ 2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г. ..
§ 2.3. Основные направления развития зарубежной военной психологии .
§ 2.4. Психологическая подготовка военнослужащих и ведение активных боевых действий ..
§ 2.5. Психология боевой подготовки военнослужащих .
§ 2.6. Психология воинской дисциплины .
§ 2.7. Современный бой и его влияние на психику воина ..
§ 2.8. Психология боевой деятельности военнослужащих .
§ 2.9. Психология риска в управленческой деятельности командира в бою ..
Приложение N 1. Наставление по организации психологической подготовки военнослужащих в части
Приложение N 3. Карточка учета боевых (учетно-боевых) действий.
§ 2.10. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях применения ОМП .
§ 2.11. Пути и способы поддержания психологической устойчивочти и боевой активности личного состава в ходе боевых действий .
§ 2.12. Противодействие психологическим операциям противника, как задача психологического обеспечения современного боя .
§ 2.13. Боевой стресс и его психологические последствия .
§ 2.14. Посттравматические стрессовые растройства, пути и средства купирования
§ 2.15. Психологическое обеспечение боевой деятельности .
§ 2.16. Психологическое обеспечение боевой готовности боевого дежурства .
§ 2.17. Морально-психологическое состояние личного состава подразделения (части) .
§ 2.18. Социально-психологические факторы эффективности совместной деятельности воинского коллектива
§ 2.19. Сплоченность боевых расчетов .
§ 2.20. Профилактика неуставных взаимоотношений в воинских коллективах ..
§ 2.21. Отрицательное лидерство в первичных воинских коллективах .
§ 2.22. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика .
§ 2.23. Особенности конфликтов во взаимоотношениях офицеров ..
§ 2.24. Основные направления психологического иссле-дования воинского коллектива ..

Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.
Издание рекомендовано Главным Управлением Кадров Министерства обороны Российской Федерации как учебно-методическое пособие.
Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета РФ, военных психологов-исследователей и преподавателей военной психологии.

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.13)

— доктор психологических наук, профессор, полковник (§2.23)

— доцент, кандидат педагогических наук, полковник (§1.6)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.22)

заместитель руководителя авторского коллектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §2.5, §2.8, §2.9, литература)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.18, §2.24)

— доктор психологических наук, профессор (§2.2)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.14)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.7, §2.10, §2.12)

— доцент, кандидат психологических наук (§ 2.17)

— кандидат психологических наук, подполковник (§1.5)

руководитель авторского коллектива, академик Международной Академии акмеологических наук, доктор психологических наук, профессор, генерал-майор (§2.4, §2.15)

— доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.7)

заместитель руководителя авторского колектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §1.1, §2.16, литература, заключение)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.20)

— кандидат психологических наук, капитан 2-го ранга (§1.3)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.3)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.21)

— кандидат философских наук, подполковник (§1.2)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.1)

— доцент, кандидат психологических наук (§2.19)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.11)

— доктор психологических наук, профессор (§2.6)

— доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.4)

Источник:
Библиотека Гумер
Корчемный П., Военная психология: методология, теория, практика скачать бесплатно книги библиотека психолога
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/abdur/index.php

Военная психология

Ценностно-ориентационное единство может быть качественно и количественно оценено с помощью различных методов психологических исследований, а результаты такой оценки являются основанием для проведения воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию взаимоотношений в воинском коллективе. Для того, чтобы работа по сплочению воинского коллектива была продуктивной, офицерский состав должен овладевать психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно бытовой сферах.

Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных «точках», где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.

Для создания «мажорного» коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.

Многонациональный состав воинских коллективов — важный фактор,определяющий состояние служебной и учебно-боевой деятельности, морально-психологический климат, правопорядок и взаимоотношения между военнослужащими.

Незнание и несоблюдение национального этикета может принести к грубым нарушениям в отношениях, породить обиды, недоверие, вражду и агрессию. Предупреждать подобные явления можно своевременным информированием личного состава об особенностях содержания и формах проявления этикета военнослужащими различных национальностей, повышением собственной межэтнической культуры общения и др.

Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы

Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении , влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.

Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.

У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.

Структура психологии коллектива весьма сложна и многообразна. При этом каждый структурный элемент может иметь свои особенности например, коллективное мнение может быть единым или разноплановым, отношения в коллективе могут быть принципиальными или беспринципными, доброжелательными или напряженными; настроения коллектива— тонизирующими или снижающими активность людей и т. д. Поэтому современный офицер должен иметь весьма неплохую психологическую подготовку, чтобы не только знать особенности воинского коллектива и коллективной психологии, но и умело использовать данные особенности в практике руководства подразделением и воспитания своих подчиненных.

В войсковой практике социометрическая методика применяется в двух вариантах: параметрическом и непараметрическом.

Сущность параметрической социометрии состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию. Например, назвать пять военнослужащих которые обладают наибольшей совместимостью и бесконфликтностью или могут составить самую надежную команду для выполнения специального задания.

Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что военнослужащие положительно относятся к проводимому опросу. В противном случае могут быть ответы «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают получаемые результаты.

Достоинствами социометрии являются: возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно; возможность регистрации отношений между всеми членами коллектива (группы). Одновременно к числу ее недостатков относится фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях военнослужащих; невозможность выявления истинных мотивы выборов; отражение в числе выборов не столько сплоченности, сколько дружеских связей.

В настоящее время к изучению личности есть 8 психологических подходов (психол. школ):

1. Подход Ананьева Б.Г. — рассматривает личность в единстве 4-х сторон: человек как биологический вид, онтогенез, человек как личность, человек как часть всего человечества.

2. Подход Абульхановой — в основе развитие личности :активность, способность к организации времени, социальное мышление.

3. Подход Д.И.Фильдинштейн – личность , проходя ортогенез развивается поуровнево, ведущий фактор – общественно-полезная деятельность.

4. В.Н.Мясищев – рассматривает личность как ядро, как систему, которая формируется на основе отношения к самому себе и отношения к внешнему миру.

5. К.К.Платонов : личность имеет динамическую функциональную структуру, ее главными элементами являются – направленность, особенности психологических процессов, биопсихологические свойства (темперамент), жизненный опыт.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества (социальной группы), занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и имеющий свои индивидуально-психологические особенности.

Личность определяется тем: что и как она знает, что и как она ценит, с кем и как она общается, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Личность – это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения им общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.

Быть личностью значит:

— иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать: на том стою и не могу иначе;

-осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь;

— постоянно совершенствовать самого себя, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно управлять собственным поведением, подчинять его своей власти;

Говоря о воле, мы выделили условия ее развития – необходимость все время что-то преодолевать, бороться с какими то трудностями. В их преодолении формируются те качества, которые характеризуют волю. Таких волевых качеств много, но рассмотрим некоторые из них, имеющие особое значение в воинской деятельности.

1. Целеустремленность – качество, выражающее способность воина подчинить свои поступки определенным целям и следовать им.

2. Решительность – качество, выражающее способность человека своевременно принимать обоснованные решения и без личных задержек переходить к их исполнению.

Дисциплинированность – качество, выражающее способность человека строго и точно следовать требованиям уставов, нормам морали и ценностям общежития. Дисциплина и дисциплинированность это требования и степень усвоения человеком, следования им, ставшее его качеством.

Самообладание – качество, выражающее способность человека сдерживать физическую и психологическую активность, мешающую достижения целей. Самообладание – это выдержка проявляется, как правило, в сложной ситуации, особенно в бою. Выдержки противопоставляется невыдержанность – неумение человека управлять собой в сложных условиях. Она причина всех конфликтов, предпосылка утраты авторитета.

ВОЛЯ – это процесс сознательного действия в соответствии с поставленной целью ее достижения при преодолении трудностей различного порядка. Именно с помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля постоянно проявляется в повседневной жизни человека, но особенно ярко она проявляется в сложных и ответственных ситуациях.

Как и вся психика человека, воля – функция человека и его мозга в первую очередь. Волевой акт есть результат взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Именно это и составляет физиологическую основу всего волевого поведения человека. Ведущая роль при этом принадлежит второй сигнальной системе.

Следовательно, специфика волевого психологического процесса состоит в сознательном усилии, направленном на активизацию всех сил и возможностей данной личности для достижения цели. В этих действиях личности различают простые и сложные волевые акты:

1. Простой волевой акт имеет две стадии: побуждение к действию и само действие.

2. Сложный волевой акт имеет несколько этапов:

а) подготовительный – на котором происходят возникновения побуждения и постановка цели; сознание ряда возможностей достичь цели; появление мотивов и борьбы их; окончательный выбор мотива действия и определение путей достижения целей.

Подготовка и ведение переговоров с противником
Переговоры – не панацея от всех бед. Есть целый ряд случаев, где выгоднее пользоваться нормативно-правовой базой.
Что дают нам переговоры?

1) переговоры о продлении действующих соглашений;
2) переговоры о нормализации (направлены на завершение факта противостояния в конфликте);
3) переговоры о перераспределении (преследуются достаточно различные интересы; переговоры могут сопровождаться угрозой);
4) переговоры о создании новых условий (выход на новый уровень взаимодействия; инструмент для формирования перспективы взаимодействия);
5) переговоры о достижении побочных эффектов (некоторая условность; одну из сторон может интересовать не только предмет переговоров, но и то, что сопутствует ему).

Функции переговорного процесса:

1) — информационная (тема обсуждения, тема позиций, уточнение позиций, обмен взглядами);
2) — коммуникативная (не только общение, но взаимодействие; налаживание системы взаимодействия);
3) — функция регуляции и координации действий (переговоры направлены на принятие решения, как действовать и в какой последовательности);
4) — функция пропаганды (реклама своих позиций в максимально выгодном свете; деятельность по привлечению сторонников на свою сторону; упрочение своих позиций в процессе переговоров);
5) — функция контроля (оценка существующего положения дел, контроль);
6) — функции отвлечения внимания (отвлечение внимание от многих проблем);
7) — функция проволочек (затягивание времени).

Источник:
Военная психология
Военная психология
http://murzim.ru/nauka/psihologija/voennaja-psihologija/

Военная психология

  • Книги по психологии (472)
  • Клиническая психология (115)
  • Возрастная и педагогическая психология (108)
  • Геронтология (1)
  • Психотерапия, коррекция, тренинг (92)
  • Статьи (67)
  • Психодиагностика (тесты) (63)
  • Семейная психология (63)
  • Психодиагностика (книги) (48)
  • Психиатрия (47)
  • Социальная психология (39)
  • Общая психология (33)
  • Психические состояния (31)
  • Консультирование (30)
  • Психология личности (28)
  • Специальная психология и дефектология (28)
  • Юридическая и судебная психология (27)
  • Духовные практики,эзотерика, парафилософия (27)
  • Логопедия (25)
  • Экстремальная психология (20)
  • Наркология (19)
  • Психология управления. Менеджмент (19)
  • Журналистика (16)
  • Дипломные, курсовые, рефераты, КР (16)
  • Студентам (16)
  • Педагогика (16)
  • Социальная педагогика (1)
  • Конфликтология (14)
  • Медицина (12)
  • Сексология (11)
  • Практикумы (11)
  • Социология и соц.работа (11)
  • Девиантология (10)
  • Военная психология (9)
  • Психология общения (8)
  • 111 (8)
  • Психоанализ (7)
  • Авторефераты, Диссертации (6)
  • Танатопсихология (6)
  • Здоровье (5)
  • Психология труда и профессиональной деятельности (4)
  • Психолингвистика (4)
  • Экспериментальная психология (4)
  • Антропология (3)
  • Разное (3)
  • Маркетинг, предприниматеская деятельность (2)
  • Физиология (2)
  • Методички (2)
  • Психофизиология (2)
  • Антропология (2)
  • Разное (2)
  • Психология насилия (1)
  • МЕТОДОЛОГИЯ (1)
  • Полезное (1)
  • Психогенетика (1)
  • Справочники (1)
  • Этническая психология (1)
  • История психологии (1)
  • Картинки (1)
  • Политическая психология (1)
  • Психология духовности (0)
  • Когнитивная психология (0)
  • Гендерная психология (0)
  • Политология и политическая психология (0)

Выбрана рубрика Военная психология.

  • Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки


    Корчемный и др. Военная психология: методология, теория, практика. – М.: Воениздат, 2010. – 340 с.

    Скачать вложение

    • Запись понравилась
    • 0 Процитировали
    • 0 Сохранили
      • 0Добавить в цитатник
      • 0Сохранить в ссылки


      Военная психология и ее прикладные аспекты. Учебное пособи е. — М.: Военный университет, — 2008. — 93 с.

      Скачать вложение

      • Запись понравилась
      • 0 Процитировали
      • 0 Сохранили
        • 0Добавить в цитатник
        • 0Сохранить в ссылки


        Караяни А. Г., Сыромятников И. В.Прикладная военная психология

        Караяни А. Г., Сыромятников И. В.Прикладная военная психология . — СПб.: Питер, 2006. — 480 с .

        Скачать вложение

        • Запись понравилась
        • 0 Процитировали
        • 0 Сохранили
          • 0Добавить в цитатник
          • 0Сохранить в ссылки


          Военная психология методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. М.,1996.

          Скачать вложение

          • Запись понравилась
          • 0 Процитировали
          • 0 Сохранили
            • 0Добавить в цитатник
            • 0Сохранить в ссылки


            Броневицкий Г.А. Психические состояния военных моряков и управление ими в длительных плаваниях . – Л.: Изд-во ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского, 1981. – 154 с.

            Скачать вложение

            • Запись понравилась
            • 0 Процитировали
            • 0 Сохранили
              • 0Добавить в цитатник
              • 0Сохранить в ссылки


              Броневицкий Г.А. Психология военных моряков: психические состояния . — М.: Издательство «Образование — Культура», 2002 г. — 317 с.

              Скачать вложение

              • Запись понравилась
              • 0 Процитировали
              • 0 Сохранили
                • 0Добавить в цитатник
                • 0Сохранить в ссылки


                АНКЕТА УЧАСТНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

                Задача анкеты участника боевых действий состоит в изучении состояния человека на момент перехода к гражданской жизни. С этой целью анкета разбита на блоки, которые в полной мере отражают различные стороны жизни человека.Прогноз о прохождении социально-психологической адаптации военнослужащих и специфичность объекта прогноза – устойчивые и масштабные социально-психологические проявления – подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого поведения – от временных недомоганий до физиологических
                и психологических расстройств и различных фоновых элементов.

                • Запись понравилась
                • 0 Процитировали
                • 0 Сохранили
                  • 0Добавить в цитатник
                  • 0Сохранить в ссылки


                  ЕРЕМИНА Т.И. и др. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ГРАЖДАН, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ

                  ЕРЕМИНА Т.И., КРЮКОВ Н.П., ЛОГИНОВА Ю.Ю. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ГРАЖДАН,
                  ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ( DOC)

                  • Запись понравилась
                  • 0 Процитировали
                  • 0 Сохранили
                    • 0Добавить в цитатник
                    • 0Сохранить в ссылки


                    Абдурахманов Р.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. — М., 1996.

                    Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.
                    Издание рекомендовано Главным Управлением Кадров Министерства обороны Российской Федерации как учебно-методическое пособие.
                    Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета РФ, военных психологов-исследователей и преподавателей военной психологии.

                    Источник:
                    Военная психология
                    ПСИХОЛОГИЯ и не только… Виртуальный дневник Redhead_Queen Темы:…
                    http://www.liveinternet.ru/users/redhead_queen/rubric/1279116/

                    (Visited 6 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Если мужчина говорит моя 11 утверждений влюбленного мужчины или как понять, что мужчина влюблен… (6)

Выкуп невесты слова брата Выкуп невесты слова брата Все права на материалы, размещенные на… (6)

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие… (5)

Выкуп туфли невесты в стихах Выкуп туфли невесты в стихах Ой вы гости-господа, вы откуда… (4)

Я психолог Какой я психолог (часть2)Я не устаю говорить, что психологи —… (4)

COMMENTS