Всеволод санаев

Всеволод Санаев – биография, информация, личная жизнь

Всеволод Васильевич Санаев. Родился 12 (25) февраля 1912 года в Туле — умер 27 января 1996 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1969).

Всеволод Санаев родился 12 (25 по новому стилю) февраля 1912 года в Туле.

Его отец был потомственным мастером по изготовлению гармоней.

Сестра Людмила (Шемякина) Санаева, жила в Карелии (в городе Сегежа).

В 1926—1930 годах работал сборщиком гармоней на Тульской гармонной фабрике.

В 1930—1931 годах — артист вспомогательного состава Тульского театра при Патронном заводе.

В 1931—1932 годах — актёр Тульского театра драмы имени М. Горького.

После окончания ГИТИСа в 1937 году Санаев стал работать во МХАТе. Однако работы в театре было немного, да и корифеи театра неохотно делились ролями. В итоге в 1942 году Всеволод Санаев принял решение уйти из труппы.

Свой уход из театра Всеволод Санаев объяснил просто : “Оставить МХАТ, друзей, сцену – дело, конечно, нелегкое. Но в каждом человеке должно быть сознание – может, это называется призванием, – что в какой-то определенной области жизни он необходим”.

С 1943 года — артист академического театра имени Моссовета.

С 1946 года по 1994 год — актёр Театра-студии киноактёра.

Всеволод Санаев в молодости

В 1952-1956 годах играл во МХАТе. В этот период в жизни актёра заболела жена, и молодому актёру пришлось бросить театр и сниматься в кино, чтобы прокормить семью. Печали добавляло предательское отношение бывших коллег. В частности, актёр Сергей Лукьянов просил совершенно серьёзно: «Зачем тебе больная жена, не бросай театр, а брось её».

В кино его дела обстояли лучше. Дебютировал в 1934 году, в эпизоде картины «Частная жизнь Петра Виноградова».

В 1938 году снялся в знаменитом советском фильме «Волга, Волга» – сыграв две маленькие роли: бородатого лесоруба и безбородого музыканта. Перваой крупной работой стала роль рабочего Добрякова в картине «Любимая девушка» (1940).

Всеволод Санаев в фильме “Волга, Волга”

В 1949—1950 годах — педагог ВГИКа. Член КПСС с 1955 года.

Среди заметных ролей Всеволода Санаева — директор МТС Кантауров в «Возвращении Василия Бортникова» (1952), Донцов в «Первом эшелоне» (1955), старшина Козлов в «Пять дней, пять ночей» (1960), Сиплый в «Оптимистической трагедии» (1962), полковник Лукин в киноэпопее «Освобождение» (1968).

Интересны его актёрские работы в фильмах, поставленных Василием Шукшиным, — Ермолай Воеводин в «Вашем сыне и брате» (1965), Матвей Рязанцев в «Странных людях» (1969) и Степан Фёдорович в «Печках-лавочках» (1972).

Очень ценил свою работу с Василием Шукшиным.

“Счастлив, что работал с Макарычем. Сомневался: молодой режиссер, снимает всего второй большой фильм – что он знает, чему может научить. Когда приступали к съемкам, он все на мои руки поглядывал – опасался, видно, что выйдут не кряжистыми. Тогда я помню, ему сказал: главное у человека – глаза, а руки. “Ну что же, сделаю их беспокойными, не привыкшими находиться без дела”, – ответил Макарыч, чуть–чуть подумав, на том и порешили. Только рядом с этим режиссером я понял, как надо жить – и не только в искусстве. Многие толкуют о правде в нашем киношном деле – какая она наяву, а какая на экране, а вот у Шукшина особенная – единая и там, и тут. “, – говорил Всеволод Санаев.

На похоронах Василия Шукшина в череде официальных речей говорили много всего и разного. Затем к микрофону вышел Всеволод Санаев. Он долго молчал и, наконец, с трудом выговорил всего три слова: “Братцы, горе-то, какое!”. И заплакал, не скрывая слез.

Большим успехом стала роль полковника Зорина, сыгранная им в детективной трилогии о милиции — «Возвращение Святого Луки» (1970), «Чёрный принц» (1973) и «Версия полковника Зорина» (1978).

Всеволод Санаев в фильме “Печки-лавочки”

Всеволод Санаев в фильме “Освобождение”

Из последних киноработ Всеволода Санаева стоит отметить мелодраму «Белые росы» (1983) и роль начальника в министерстве из картины Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1988). При том что Санаев был убеждённый коммунист, долго избирался секретарём парткома «Мосфильма».

За свою жизнь Всеволод Санаев снялся более чем в семидесяти картинах.

В последние годы актёр сетовал, что ему так и не дали попеть в кино и сыграть комедийную роль. Когда Всеволода Санаева спрашивали, кем бы он стал, если бы не был актёром, он отвечал: «Я был бы замечательным гармонных дел мастером».

В 1966—1986 годах — секретарь Союза кинематографистов СССР.

Всеволод Васильевич Санаев скончался 27 января 1996 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Всеволод Санаев (документальный фильм)

Личная жизнь Всеволода Санаева:

Жена – Лидия Антоновна Санаева (1918—1995). У них родился сын Алексей, который умер в возрасте 2 лет, заболев во время войны корью и дифтеритом.

Дочь – Елена Санаева, актриса, вдова актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова. До этого была замужем за Владимиром Конузиным, инженером.

Жена Всеволода Санаева с дочерью

Внук Павел Санаев — российский актёр, сценарист и режиссёр.

Внук актера Павел Санаев написал книгу «Похороните меня за плинтусом», в которой описал отношения в семье Всеволода Санаева – по воспоминаниям бабушки, у которой он прожил несколько лет, когда его мать начинала свои отношения с Роланом Быковым.

Повесть «Похороните меня за плинтусом» экранизирована в 2009 году.

Фильмография Всеволода Санаева:

1934 — Частная жизнь Петра Виноградова — краснофлотец (нет в титрах)

1938 — Волга, Волга — лесоруб

1938 — Если завтра война — грамотный боец

1939 — Девушка с характером — лейтенант милиции Сурков

1939 — Юность командиров — полковник Гришаев (нет в титрах)

1940 — Любимая девушка — Василий Добряков

1941 — Первая конная — Кулик (нет в титрах)

1941 — Первопечатник Иван Фёдоров — Пётр Тимофеев

1941 — Сердца четырёх — Еремеев, красноармеец

1944 — Иван Никулин — русский матрос — Алёха

1946 — В горах Югославии — Алексей Губанов, красноармеец

1947 — Алмазы — Сергей Нестеров, геолог

1948 — Молодая гвардия — коммунист-подпольщик (нет в титрах)

1948 — Страницы жизни — радиодиктор (нет в титрах)

1949 — Падение Берлина — оратор (нет в титрах)

1949 — У них есть Родина — Всеволод Васильевич Сорокин

1951 — В степи (к/м) — Тужиков, секретарь райкома

1951 — Жуковский — студент (нет в титрах)

1951 — Незабываемый 1919 год — Борис Викторович Савинков (нет в титрах)

1951 — Пржевальский — протоиерей (нет в титрах)

1951 — Сельский врач — Николай Петрович Коротков

1951 — Тарас Шевченко — эпизод

1953 — Беззаконие (к/м) — Ермолай, дворник

1953 — Вихри враждебные — эпизод (нет в титрах)

1953 — Возвращение Василия Бортникова — Кантауров, директор МТС

1954 — Верные друзья — посетитель Неходы (нет в титрах)

1955 — Первый эшелон — Алексей Егорович Донцов, директор совхоза

1956 — Полюшко-поле — Николай Фёдорович Холин, директор МТС

1956 — Разные судьбы — Владимир Сергеевич Жуков, парторг ЦК

1957 — Ласточка — Мельгунов

1957 — Рассказы о Ленине — Николай Александрович Емельянов

1957 — Страницы былого — Скворцов

1958 — На дорогах войны — Иван Фёдорович Уваров

1958 — Очередной рейс — эпизод (нет в титрах)

1959 — Баллада о солдате — эпизод

1959 — В степной тиши — Ветров

1959 — Неоплаченный долг — Алексей Окунчиков

1959 — Песня о Кольцове — отец Кольцова

1959 — Тоже люди (к/м) — пожилой солдат

1960 — Пять дней, пять ночей — старшина Ефим Козлов

1960 — Трижды воскресший — Иван Александрович Стародуб

1961 — В пути (к/м) — старик

1961 — Взрослые дети — Василий Васильевич

1963 — Встреча на переправе (к/м) — председатель колхоза

1963 — Оптимистическая трагедия — Сиплый

1963 — Это случилось в милиции — майор Сазонов

1964 — Большая руда — Мацуев

1964 — Зелёный огонёк — пенсионер

1965 — Ваш сын и брат — Ермолай Воеводин

1965 — Первый день свободы — полковник Давыдов

1965 — Перекличка — Варенцов

1966 — В западне — Ковач

1967 — За нами Москва — генерал Панфилов

1967 — Скуки ради — Тимофей Петрович Гомозов

1968 — Освобождение — полковник Лукин

1968 — Стреляные гильзы (к/м) — отец

1969 — Главный свидетель — Дюдя

1969 — Странные люди — Матвей Рязанцев

1969 — Я его невеста — Антон Григорьевич Митрохин

1970 — Возвращение «Святого Луки» — полковник Зорин

1970 — Кремлёвские куранты — старый рабочий

1970 — Украденный поезд — генерал Иван Васильевич

1971 — Ни дня без приключений — дед Данилюк

1971 — Нюркина жизнь — Борис Гаврилович

1972 — Эоломея (ГДР) — Кун, пилот

1972 — Печки-лавочки — Сергей Фёдорович Степанов, профессор

1973 — Здесь наш дом — Александр Евгеньевич Плужин

1973 — Чёрный принц — полковник Зорин

1975 — Там, за горизонтом — Викентий Кириллович

1976 — Время московское — Назар Лукич Григоренко

1976 — Ну, публика! (телеспектакль) — обер-кондуктор

1976 — . И другие официальные лица — Олег Максимович Астахов

1978 — Близкая даль — Андрей Захарович Погодин

1978 — Месяц длинных дней (телеспектакль) — Павел Степанович Каширин

1978 — Версия полковника Зорина — полковник Зорин

1978 — Любовь моя, печаль моя — отец Фархада

1980 — Незваный друг — Владимир Абдуллаевич Шлепянов

1980 — Тегеран-43 — Инкепер, хозяин кабачка

1981 — От зимы до зимы — Павел Михайлович, министр

1981 — С вечера до полудня — Андрей Жарков, писатель

1982 — Надежда и опора — Кирилл Львович Ротов

1982 — Частная жизнь — эпизод

1983 — Белые Росы — Федос Ходас

1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — мистер Джордж Фортескью

1984 — Мёртвые души — Иван Григорьевич, председатель судебной палаты

1986 — В распутицу — Строгов

1986 — Первый парень — Иван Иванович

1987 — Апелляция — Иван Степанович Миронов

1987 — Забытая мелодия для флейты — Ярослав Степанович

1993 — Трагедия века — Лукин

1995 — Ширли-мырли — меломан

Озвучивание Всеволода Санаева:

Всеволод Санаев

МХАТ 1937 – 1943, 1952 – 1956

смотреть фильмы онлайн

биография

Актёр театра и кино, педагог.

Народный артист РСФСР (18.02.1964).

Народный артист СССР (29.09.1969).

С 1937 года — актёр МХАТ.

В 1943-1946 года — актер академического театра имени Моссовета.

С 1946 года — актёр Театра-студии киноактёра.

В 1949-1950 годах — педагог ВГИКа.

В 1966—1986 годах — секретарь Союза кинематографистов СССР.

Орден Ленина (22.06.1971).

Орден Октябрьской Революции (1981).

Орден Трудового Красного Знамени (27.10.1967).

Медаль «За трудовое отличие» (1950).

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1971).

Медаль «За освобождение Болгарии. К 90–летию со дня рождения Георгия Димитрова» (1978).

Нагрудный знак «Отличник кинематографии СССР» (1980).

МКФ в Варне (Диплом, фильм «Украденный поезд», 1972)

XVII Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Премия за лучшую мужскую роль, фильм «Белые росы», 1984)

последнее обновление информации: 18.09.17

публикации

С первого взгляду, не подумав, его любили припечатать: «всегда на одно лицо». Нет бы сообразить, до чего же тяжело с таким, сверхположительным, лицом этак разгуляться по ндравам-типам-характерам. В уморительном дуэте с Борисом Новиковым санаевский Федор Ходас под финиш раскрывается так глубоко, что поднимает сразу на несколько философских ступенек не только образ с виду заурядного старика-фронтовика, но и сам, легкий и не слишком притязательный фильм «Белые росы».

Как показало время, деревенский консерватизм Ходаса и был прозренческой, спасительной и оптимальной альтернативой урбанизации общинного духа с последующей глобализацией совести и всего остального.

Казалось, самого Санаева можно идентифицировать с обстоятельными до занудства сыскарями Сазоновым («Это случилось в милиции») и Зориным («Похищение святого Луки», «Черный принц», «Версия полковника Зорина»). Однако ведь «с сим победиши»! А все потому, что этим и брал, а в самом «сером» его персонаже обязательно кроются лукавинка и мудрость.

Знание партийной иерархии – Народный артист СССР Санаев был парторгом в актерском цехе и 20 лет секретарем Союза кинематогрфистов – блестяще трансформировалось в образы номенклатуры, не имеющей национальных и временных привязок.

Вы только приглядитесь, как филигранно передан настороженно-льстивый конъюнктурный нюх «почетного бюрократа губернии» – Председателя Палаты в швейцеровских «Мертвых душах». А Ярослав Степаныч – верховный канцелярский босс из «Забытой мелодии для флейты». Под соусом «тоталитарного нигилизма» мы выплеснули с водой и ребенка: аннулировали и манеру, и заслугу артиста, переосмыслившего и высмеявшего это явление.

В итоге, на долгие годы в отношении Санаева установился однобокий подход. Точно он не самокритически показал литературного генерала Жаркова, на старости лет убедившегося в собственной никчемности, а сам – такой («С вечера до полудня» по В. Розову). Притом что подобная «идентификация» – не есть ли признак мастерства перевоплощения?!

Зловещий и подлейший «Сиплый» из «Оптимистической трагедии» – совсем другая «опера». Равно как простой в своей непростоте профессор-фольклорист из «Печек-лавочек» или Ермолай Воеводин в фильме «Ваш сын и брат» (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых). Впрочем, союз с Шукшиным – это отдельная «песня» на все времена.

И киноактер был на все времена.

Правда, роман с театром не задался. Одно время Санаев служил в МХАТе, театре имени Моссовета, опять в МХАТе. Но в середине 1950-х у него сильно заболела жена и, чтобы прокормить семью, артисту пришлось оставить сцену. Мхатовские коллеги такого донкихотства не поняли. А Всеволод Санаев окончательно ушел в кино, где дебютировал сразу же по получении ВГИКовского диплома в 1938-м.

Дебют назывался «Волга-Волга», любимый фильм товарища Сталина. В знаменитой комедии с двойным названием 26-летний актер сыграл не просто первую, а также «дважды первую» роль. Его мужиковатые персонажи (бородач-лесоруб и безбородый музыкант) разны, но органичны. И это объяснимо: актеру ничего не пришлось придумывать. Свою «карьеру» Сева Санаев начинал сборщиком гармоней на Тульской гармонной фабрике. А вот последние полвека (вплоть до 1994 года) был верен Театру-студии киноактёра.

Что еще характерно: значительная, при этом заключительная, часть натурных съемок «Волги-Волги» велась на фоне Жигулевских гор. И это опять же не единственная перекличка между Самарой и судьбой великого актера. Через несколько лет эвакуированная дочь Лена вместе с мамой окажется в Куйбышеве – «запасной столице», а сам Всеволод Васильевич, чудом избежав плена, – в Саратове. Но это уже другая история…

Дочь Всеволода Санаева, вдова Ролана Быкова актриса Елена САНАЕВА: «Отношения родителей были непростыми, даже в чем-то трагическими — потеряв сына, мама боялась потерять и нас с папой, и этот бесконечный страх вгонял ее в стресс, в котором она жила»

– Тяжело, Леш, сил больше нет, – жаловался дедушка, поглядывая на тонкий гусиный поплавок. – Раза три уже думал в гараже запереться. Пустить мотор, и ну его все. Только и удерживало, что оставить ее не на кого. Она меня клянет, что я по концертам езжу, на рыбалку, а мне деваться некуда. В комиссию бытовую вперся, в профсоюз – только бы из дома уходить. Завтра вот путевки распределять буду – уже хорошо, пройдет день. На концерты эти и не ходит никто, а я езжу. То в Ростов, то в Могилев, то в Новый Оскол. Думаешь, большая радость? Но хоть гостиница, покой, прием иногда хороший устроят. А дома несколько дней проведу, чувствую – сердце останавливается. Заедает насмерть».

«ХОДИТЬ Я НЕ МОГЛА, И МАМА МЕНЯ, ПЯТИЛЕТНЮЮ, НОСИЛА НА РУКАХ»

– Елена Всеволодовна, из книги вашего сына Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» мы знаем, что семейная жизнь вашего отца была не очень счастливой.

– Это не совсем так. Папа ведь умирал у нас дома, мы с Роланом взяли его к себе. Мама ушла за 10 месяцев до этого, и отец горевал страшно. Все плакал: «Лель, пусть бы она вообще ничего не говорила, просто сидела в уголочке на кровати, только бы живая была». Да, их отношения были непростыми, в чем-то даже трагическими, но за 50 лет, которые они прожили вместе, у них уже образовалась общая кровеносная система.

– Правда, что ваши родители познакомились в Киеве?

– Это случилось за несколько лет до войны, когда МХАТ был на гастролях в вашем городе. Стройная красавица-студентка филфака Лидочка Гончаренко не оставляла равнодушным ни одного мужчину, и папа не стал исключением – влюбился сразу и на всю жизнь. Целый месяц, когда театр работал в Киеве, папа уговаривал маму выйти за него замуж, и она, в конце концов, согласилась. Говорят, мамина родня чуть не за поездом бежала с криками: «Лида, одумайся!». Их смущала и скороспелость этого брака, и папина профессия, которую все считали несерьезной. Мамины киевские родственники были уверены, что у молодых ничего не получится и она вскоре вернется домой. Но они ошиблись.

Мама была человеком, бесконечно преданным семье. Характер у нее был сложный, но он обострялся ее заболеванием. Она не была шизофреничкой, просто страдала постоянными депрессиями – их причиной были те невидимые миру слезы, которые проливали в то время наши люди. Они любили свою страну, радовались ее успехам, но когда среди ночи кого-то забирали и человек пропадал, это было очень страшно.

– Ваша мама тоже, если не ошибаюсь, пострадала?

– На кухне в коммунальной квартире, где родители тогда жили, она рассказала анекдот, а кто-то из осведомителей на нее донес. Стали приходить люди в штатском, расспрашивать соседей, кто она такая, почему молодая и не работает? Мама тогда так испугалась, что ее психика, и без того слабенькая, просто не выдержала – она на несколько месяцев попала в психиатрическую клинику с диагнозом «мания преследования».

– Вряд ли военное лихолетье способствовало укреплению душевного здоровья.

– Тогда всем было нелегко, но маме тяжелее многих. Так получилось, что они с папой потеряли друг друга. Для съемок фронтового киносборника отец на несколько дней уехал в Борисоглебск, но вернуться оттуда уже не смог – Москва, ставшая прифронтовым городом, была закрыта.

Отец остался работать в Боригосглебском драматическом театре, где два раза в день давали спектакли для уходящих на фронт солдат. Он вспоминал, что ему в то время не давала покоя только одна мысль: почему он, здоровый мужчина, каждый день выходит на сцену, когда его место на фронте?! К тому же он ничего не знал о маме с моим братиком Алешей, которые эвакуировались в Алма-Ату, и очень из-за этого переживал.

В эвакуации мой брат заболел корью и дифтеритом. По рассказам родителей, которые вспоминали его до самой своей смерти, мальчик он был необыкновенный: с такими ясными глазками, такой умница! Умирая, Алеша утешал маму: «Мамочка, дорогая, не плачь, я поправлюсь!». Она одна его хоронила, без родных и друзей.

Мама тогда так обессилела, была в таком отчаянии, что не видела, куда идет, – то и дело натыкалась на столбы. Потом несколько месяцев в состоянии полного морального и физического истощения добиралась до отца в Борисоглебск.

– А вскоре на свет появились вы.

– Это было в 43-м году. Я дитя войны: слабенькая, худенькая, откуда здоровье-то было взять? Папа, любя, называл меня подгнилком. В пять лет я заболела такой желтухой, что чуть не умерла. Если бы не моя мамочка, меня бы не было на свете. Думаю, я выжила еще и потому, что меня крестили. Мама, чтобы поставить меня на ноги, продала все свои нехитрые наряды и украшения, а папа работал день и ночь, чтобы купить на рынке лимоны и творог, которых в магазинах просто не было.

Мне нужен был свежий воздух, а двор у нас в смысле экологии был ужасный – ни одного деревца. А поскольку ходить я не могла, мама меня, большую пятилетнюю девочку, каждый день носила на руках через всю улицу Кирова (теперь ей вернули старое название – Мясницкая), мимо метро «Кировская», в переулок Стопани, где возле Дома пионеров был хороший сквер. Она брала с собой творог, кусочек хлеба, морс в бутылочке и все это тоже несла с собой. Помню, как одна женщина, проходя, сказала: «Надо же, такую здоровую кобылу на руках таскать!». Люди иногда походя осуждают других, а не знают, какое у людей может быть в семье горе.

– Что и говорить, настрадалась ваша мама!

– Потеряв сына, она боялась потерять и нас с папой, и этот бесконечный страх вгонял ее в стресс, в котором она жила. Проявлялся он у нее порой своеобразно: в детстве, когда я падала, она могла еще и наподдать: «Как же ты упала?! Зачем ты туда полезла?!». Потом этот ее страх перенесся на внука – моего Пашу, который постоянно болел и которого она просто обожала.

Недавно я разговаривала с Ниночкой Гребешковой, вдовой Гайдая, с которой мы жили в одном актерском доме, где нашими соседями были Ларионова с Рыбниковым, и Бондарчук со Скобцевой, и Румянцева, и Наумов, и Леждей, и Козаков, и Булгакова, и Глузский. Так вот, Нина говорит, что все к маме очень хорошо относились, уважали ее и любили с ней беседовать. Она была человеком начитанным, умным, интересующимся искусством – с ней интересно было поговорить.

И с папой, несмотря на все ссоры, они очень любили друг друга. А сложности в семейной жизни есть у всех.

«КОГДА ОТЕЦ УЕЗЖАЛ, РОДИТЕЛИ НЕ ДАЛИ ЕМУ НЕ ТОЛЬКО ДЕНЕГ, НО И ЗИМНЕГО ПАЛЬТО»

– А что вы знаете о детстве своего отца? При жизни родителей мы так мало этим интересуемся.

– Моя бабушка родила 12 детей, из которых выжили только шестеро. Семья Санаевых была очень дружной, патриархальной. Дедушка работал на фабрике, где делали знаменитые тульские гармони, – он обладал абсолютным слухом и был настройщиком. Туда же лет в 13-14 устроился на работу и папа. Учился он неважно, поэтому дедушка сказал ему: «Ломоносова из тебя все равно не выйдет, иди работать». К 17 годам у папы уже было четыре ученика.

Но страсть к актерству была у него уже тогда. По воскресеньям или праздникам, когда в дом приходили гости, дедушка, предвкушая сюрприз, часто спрашивал: «Угадаете ли, кто это?». Папа легко пародировал общих знакомых, от чего все присутствующие приходили в восторг.

– Пока это все как-то очень далеко от кино и театра.

– Его жизнь перевернулась, когда в Тулу приехал МХАТ – еще тот, в котором играли все знаменитые корифеи этого театра, отобранные и воспитанные Станиславским и Немировичем-Данченко. Спектакль, на который попал отец, был чеховским «Дядей Ваней». Впоследствии отец рассказывал мне, как был потрясен, когда открылся занавес и потекла живая жизнь, совершенно ему неведомая: он почувствовал, что независимо от своего желания вовлекается в нее, начинает переживать за этих героев. Это было какое-то чудо! А потом, узнав, что в Туле есть драматический театр, юноша попросился туда на работу.

– Как к этому отнеслись его родители?

– Он понимал: если скажет дома, что идет работать в театр, родители решат, что сын сошел с ума. Поэтому днем работал на фабрике, а вечером шел в театр, где делал абсолютно все – был и осветителем, и шумовиком (изображал грозу, стуча по листу железа), и даже вышел на сцену в «Ревизоре» в крошечном эпизоде из разряда «Кушать подано!». После чего один старый актер этого театра сказал ему: «Сев, у тебя есть способности – тебе учиться надо!». Папа задумался над этими словами и, несмотря на то что у него было всего четыре класса образования, решил ехать в Москву – поступать в театральный институт.

Вот тут его родители, конечно, взбунтовались. Они решили, что сын просто не хочет работать. Поэтому, когда он уезжал, ему не дали не только денег, но и зимнего пальто, сказали: «Ты там где-нибудь умрешь под забором в этой своей Москве!».

– Серьезно! Но его это, судя по всему, не остановило?

– Нет. У него было немного денег, которые ему удалось скопить за время работы, еще он взял краюху хлеба и несколько помидоров – вот с этим «багажом» и рванул в Москву. Там поступил в театральный техникум, а по ночам работал на вокзале – разгружал вагоны, чтобы заработать какие-то деньги на пропитание. Жил он тогда в районе Арбата, на знаменитой Собачьей площадке, но письма просил писать ему на ближайшую почту до востребования – боялся: если домашние увидят такой адрес, решат, что он, как родители и предсказывали, живет в собачьей будке.

Окончив техникум, отец поступил в ГИТИС. Казалось бы, сбылась его мечта! Но он тут же загорелся другой – увидев спектакль с участием великого Качалова, папа понял, что хочет играть на сцене МХАТа.

– Да, по результатам выпускных спектаклей он был самими Станиславским и Немировичем-Данченко по большому конкурсу принят во МХАТ. Правда, зачисляли тогда не в труппу, а во вспомогательный состав, но с учетом того, что из 700 (!) претендентов взяли только трех молодых актеров, это было большое счастье. В первые же два года отец сыграл две хорошие роли, поэтому его с четвертого этажа, где были гримерки молодежи, спустили на второй, где сидели «старики». Так началась его работа в театре, который папа очень любил.

«ТАРАСОВА СКАЗАЛА ОТЦУ: «СЕВОЧКА, ПОКА КОРИФЕИ ЖИВЫ, ОНИ ВАМ НИЧЕГО ИГРАТЬ НЕ ДАДУТ»

– Почему же спустя несколько лет он ушел из МХАТа?

– Из-за творческой невостребованности и связанного с ней тяжелого материального положения: в кино тогда актеров сниматься не отпускали (немного подзаработать можно было только летом), зарплаты были небольшие, телевидения, благодаря которому можно поправить свое материальное положение, в помине не было. Отец подрабатывал на радио, выступал с концертными номерами со своей партнершей Елизаветой Ауэрбах (в актерских кругах ее называли Изюмкой) – вместе они много лет играли чеховскую «Бабу».

Отец и в театре мог бы играть гораздо больше, но не складывалось. Он вспоминал, какая история вышла со спектаклем «Горячее сердце» по Островскому, где у папы была роль приказчика Наркиса. Вдруг заболел Яншин, который блестяще играл Градобоева. Поскольку папа давно был занят в этом спектакле, он знал назубок все роли и буквально за две репетиции ввелся вместо Яншина. У папы получилась очень интересная работа, что было отмечено даже приказом по театру. Сыграй он этот спектакль еще хоть раз, его поставили бы на эту роль в очередь с Яншиным – такое тогда действовало правило. Но тот, узнав обо всем от «доброжелателей», пришел на следующий спектакль с температурой 38,5!

– Получается, готов был умереть на сцене, только бы не отдать свою роль?

– С актерской точки зрения, все это понятно и оправданно. Но поскольку на сцене МХАТа, помимо Яншина, блистали Ливанов, Белокуров, Грибов, Станицын, то актеры, не входившие в эту когорту, могли ждать своих ролей до пенсии.

Директором театра в ту пору была знаменитая Алла Константиновна Тарасова, с которой мы жили в одном доме. Как-то они вместе возвращались домой, и отец решил с ней посоветоваться: «Алла Константиновна, я решил уйти из театра». – «Что случилось, Севочка? – поинтересовалась она. – К вам ведь все так хорошо относятся». – «Понимаете, – пожаловался он, – у меня болеет жена, я один работаю, живу в коммунальной квартире (у самой Тарасовой была четырехкомнатная), а ролей, ради которых стоило бы на все это закрыть глаза, у меня нет». И она, подумав, ответила: «К сожалению, Севочка, вы, наверное, правы: пока мхатовские корифеи живы, они вам ничего играть не дадут». Папа ушел, и в этом было его спасение, а такие блистательные актеры, как, например, Грибков и Муравьев, так и пропали в этом театре – кто о них теперь помнит?

– Кино было более благосклонно к Всеволоду Васильевичу.

– Впервые он появился на экране в фильме «Волга-Волга», где сыграл два крошечных эпизода – юного музыканта и пожилого бородатого лесоруба на пароходе. Отец вспоминал, как его, тогда еще совсем юного, буквально приклеили к бороде – так он сыграл первую в своей жизни возрастную роль.

Но действительно популярным папа стал после небольшой роли в фильме Пырьева «Любимая девушка», он там невероятно красив – тонкое и одновременно мужественное лицо, копна черных волос.

– Как ему работалось с мэтром?

– Пырьев был человеком сложным, жестким и непредсказуемым. Папа вспоминал, как однажды на съемках его так разозлил смех молодых актеров, рассказывавших анекдоты за декорацией, что он. погнался за ними с палкой. Догнав в коридоре, замахнулся на одного из актеров, но не ударил, а пригрозил: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!». Потом повернулся к отцу и уже спокойнее сказал: «Ну а ты, возможно, и будешь». Слово Пырьева было на «Мосфильме» законом, поэтому больше никто того молодого актера не видел.

– После ухода из МХАТа кинорежиссеры наперебой начали звать Всеволода Санаева в свои картины?

– Калатозов тут же предложил ему сняться в фильме по Погодину «Первый эшелон», посвященному подъему целины. В картине был занят актерский цвет того времени – Изольда Извицкая, Олег Ефремов, Эльза Леждей. Была там и Татьяна Доронина, у которой ни с актерами, ни со съемочной группой отношения не сложились, поэтому при монтаже режиссер ее очень сильно «порезал», да еще и худсовет с цензурными соображениями вмешался. В общем, из двух серий получилась одна. В результате пострадала и папина роль.

Кстати, об этой истории мне рассказал не он, а Ниночка Дорошина, которая тогда была еще совсем молоденькой и впервые снималась в кино. Именно на этой картине она насмерть влюбилась в Олега Ефремова, которого потом продолжала боготворить всю жизнь. Из-за своих чувств она очень сильно страдала, а папа как мог ее утешал.

– Всеволоду Васильевичу подвластны все жанры – от комедии до трагедии.

– И режиссеры особенно это ценили. После экранизации «Оптимистической трагедии», где он сыграл Сиплого (после этого фильма даже дворовые мальчишки встречали папу словами из его роли: «По два раза сифилисом болели!»), и фильма «Это было в милиции» все заговорили о феномене Санаева, – стало очевидно, что он не просто хороший, а крупный актер. Правда, папе в ту пору было уже около 50 лет. Он часто говорил мне: «Мы, Санаевы, народ талантливый, надо только ждать случая, чтобы это продемонстрировать. Он обязательно придет, но к нему нужно быть готовым». Папа к своим «случаям» всегда был готов.

– А как сам Всеволод Васильевич относился к своим ролям?

– Он был человеком очень скромным и взыскательным к себе. Когда я его спрашивала: «Пап, ну как ты думаешь, как ты сыграл?», он всегда отвечал: «Нормально, Лель!». Никакого любования собой и упоения своими творческими победами у него не было.

Но картину Артура Войтецкого «Скуки ради», которая, кстати, снималась на Киностудии имени Довженко, он среди остальных своих работ выделял особо. Там они снимались в паре с Майей Булгаковой. К сожалению, фильм прошел вторым экраном, мало кто его видел, а он был очень хорошим. Папа играл нелюдимого человека, который на спор связался с одинокой женщиной. А она, думая, что все между ними серьезно, такого предательства не пережила – повесилась. Потом началась милицейская серия, в которой отец сыграл знаменитого полковника Зорина. Ну а самый любимый фильм отца – «Белые росы». И тот монолог, который произносит его герой Федот на рассвете: «Спасибо тебе, солнышко!», больше всего соответствует моему отцу в жизни. Каждый раз, слушая его, я плачу именно на этих словах.

– А несбывшиеся роли у вашего отца были?

– Он очень жалел, что ему почти не пришлось играть в комедиях, исключением является разве что картина Рязанова «Забытая мелодия для флейты». У отца было потрясающее чувство юмора. Когда он рассказывал что-нибудь смешное, все вокруг умирали, а в его слегка припухших глазах только искорки сверкали – он никогда не «раскалывался». К тому же почему-то чаще всего у актеров-комиков, уж извините, внешность идиотов. Отец же мог быть смешным, обладая нормальным лицом.

– Особая страница жизни Всеволода Санаева – фильмы Шукшина.

– Отношения с Василием Макаровичем у отца сложились не сразу. Когда Шукшин позвонил и предложил ему сыграть Бобыля в картине «Живет такой парень», папа спросил: «А кто автор сценария?». Шукшин ответил: «Я». Но поскольку это была его первая картина, его имя тогда никому ни о чем не говорило, папа отказался. Его смутило то, что человек и сам сценарий написал, и сам снимает, – отцу показалось, что это как-то несерьезно. Но позже, посмотрев картину, он встретил на киностудии Василия Макаровича и сказал: «Знаете, я очень жалею, что отказался у вас сниматься, – фильм получился замечательный. Если впредь будет для меня роль, даже эпизодическая, я с удовольствием у вас сыграю».

И Шукшин действительно пригласил его в свои фильмы «Ваш сын и брат», «Странные люди», где я сыграла вместе с папой, и «Печки-лавочки». Когда Василий Макарович собирался снимать «Степана Разина», он говорил папе: «Васильевич, роль для тебя есть!». Но, к сожалению, все пошло наперекосяк. Сначала он сценарий долго не мог дописать, а когда, наконец, закончил и поехал по Волге выбирать натуру, началась эпидемия холеры. Заболел художник картины Пашкевич, все перепугались, и картину притормозили. И бедному Шукшину, который для роли Разина два раза отращивал бороду, так и не довелось ее сыграть. А вскоре, на фильме «Они сражались за Родину», Василия Макаровича не стало. Отец очень тяжело переживал уход Шукшина, для него он был, как сын.

«ОНИ МНЕ ПОМОГАЮТ ОТТУДА – И ПАПА, И МАМА, И РОЛАН»

– 15 лет Всеволод Санаев был секретарем Союза кинематографистов. Говорят, он никогда не пользовался своим служебным положением.

– Для себя – никогда! Он никому не отказывал в помощи, а мы всю жизнь прожили в небольшой двушке, в которую переехали после коммуналки. И сколько мама его ни ругала, ничего с его принципиальностью поделать не могла.

Когда находиться дома было совсем уж невтерпеж, отец сбегал на очередные съемки или на рыбалку – он был заядлый рыбак-зимник. У него были все необходимые приспособления – и пальто на меху, и чуни (это такие валенки), и сундучок, на котором можно было сидеть на льду, и спиннинги. Часто с ним вместе ездили актеры Вячеслав Тихонов и Николай Крючков, поэт Леонид Дербенев – папа был с ними дружен.

– У вас ведь тоже отношения с родителями складывались непросто?

– Я – счастливый человек, потому что я выросла в полной семье и у меня был любящий и горячо любимый мною отец. Хотя наши отношения действительно не всегда были ровными. Дети часто разочаровывают родителей, вот и моим родителям казалось, что я как-то не так живу, не так устраиваю свою личную жизнь. Но, по счастью, все-таки в конце концов они поняли мой выбор и приняли наши с Роланом отношения и нашу семью.

– У вас есть родственники в Киеве?

– На Берковецком кладбище похоронена моя бабушка, Дарья Нестеровна Гончаренко, на могилу к которой я время от времени приезжаю, поддерживаю ее, ухаживаю. Кстати, она очень любила папу, такие хорошие отношения между зятем и тещей, как были у них, – большая редкость. А дедушкина могила потеряна. Он был похоронен на Лукьяновском кладбище, которое снесли. Захоронение можно было перенести, мама послала необходимые для этого деньги, но поскольку никто – ни она сама, ни ее сестра – поехать в Киев не смогли, а бабушка одна не справилась, могила пропала. И вина в моей душе остается: не по-божески получилось.

С Киевом у меня связаны самые лучшие воспоминания. Когда папа работал во МХАТе, у нас не было денег на то, чтобы отдыхать где-нибудь на море, поэтому мы каждое лето ездили в Киев. Дом на Трехсвятительской улице, в которой когда-то жила мамина семья, во время войны разбомбили, и бабушке с дедушкой дали комнату в коммуналке на Михайловской, видимо, там когда-то жила домработница, потому что находилась она между кухней и уборной. Мама шла ночевать к своим киевским подругам, бабушка ложилась на пол, дедушка, у которого была эмфизема легких и который не мог спать на полу, занимал кровать, я – диван. На широком подоконнике стояли бутыли с наливкой, банки с вареньем, которое бабушка варила в огромном количестве. Потом все это вместе с купленными на рынке яблоками сорта «Данешта» мы увозили в Москву.

– Уже 15 лет, как Всеволода Васильевича не стало.

– Папа – моя огромная любовь, которая, несмотря на годы, не тает и никуда не уходит – она во мне, в моей душе, в моем сердце. И знаете, они ведь мне помогают оттуда – и папа, и мама, и Ролан. Когда бывают какие-то отчаянные моменты в жизни (а они бывают у каждого человека), вспоминается, что они говорили и делали в таких ситуациях. То фраза какая-то приходит на ум, то улыбка, то шутка. Мы связаны какой-то невидимой нитью, я ее не вижу, но знаю, что она существует между нами. Может быть, это моя любовь к ним, которая меня поддерживает? Не знаю. Но пока ты живешь, любимые люди не уходят.

Бывает, что утром просто нет сил подняться, и тут же перед глазами возникает Ролан: чем хуже он себя чувствовал, тем веселее был – и брился, и наряжался, и песни напевал, и на работу шел. И папа такой же был – терпеливый, терпимый, мужественный, милосердный. И очень надежный. Не зря же он еще в молодости вытатуировал себе на руке якорь, который всегда замазывал перед выходом на сцену. Когда мы хоронили папу, я его в этот якорь поцеловала.

Источники:
Всеволод Санаев – биография, информация, личная жизнь
Всё про актера Всеволода Санаева
http://stuki-druki.com/authors/Sanaev-Wsevolod.php
Всеволод Санаев 1
Всеволод Санаев – биография – советские актёры – Кино-Театр.РУ
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/3777/bio/
Дочь Всеволода Санаева, вдова Ролана Быкова актриса Елена САНАЕВА «Отношения родителей были непросты
25 февраля Всеволоду Васильевичу исполнилось бы 100 лет
http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s9_65244/7347.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

Как узнать беременна ли я Как узнать беременна или нетКак узнать беременна или нет — можно ли это сделать в… (2)

Дорогие вина Самые дорогие белые винаВина из белых сортов винограда – называются белыми, однако с течением времени… (2)

Как мужчина понимает что любит женщину Great PictureGreat Picture Настоящий мужчина, встретив свою женщину, сомневаться не будет Настоящий мужчина никогда не… (2)

Как влюбить в себя мальчика 10 лет в школе Как можно понять, что ты нравишься мальчику Самая искренняя и чистая любовь приходит к нам… (2)

Как получить стресс Как побороть стресс - 12 реальных приемов!В этой статье мы расскажем, как побороть стресс правильно… (2)

Ека стайл Ека стайл Профессиональные организаторы постоянно рады помочь в выборе товаров. Администрация АМАДИ ценит наших клиентов,… (2)

Конфликты в организации примеры Конфликты в организации примеры Рассмотрим конфликтные ситуации на примере торговой фирмы ТОО «Эдельвейс». Торговля считается… (2)

Этапы ремонта комнаты VK Ремонт квартиры Фото проведенного капитального ремонта представлено moscow.olx.ru Капитальный ремонт ванной комнаты - это… (2)

Закон успеха Законы успехаАвтор: Алексей Лукьянов Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru. В этой статье я Вас познакомлю с… (2)

Я хочу маму как женщину Я хочу маму как женщину13 марта 2013 г., 19:07 сыну 22 года. его отец никогда… (2)

COMMENTS