П О П У Л Я Р Н О Е

Как спросить у парня какие у нас отношения Давай посмотрим правде в глаза – все мы любим короткие пути. Нам нравится, когда все…

Отношения женатых любовников Женатый любовник - особенности отношений Мужья изменяют, а женщины влюбляются, пропадая в самых опасных объятиях…

Как приготовить замороженные зразы Как правильно приготовить замороженные полуфабрикаты из мясного фарша? Как правильно приготовить замороженные полуфабрикаты из мясного…

Что написать о себе на сайте знакомств Заполняем анкету на сайте знакомств, раздел - О себе Продолжаем правильно заполнять анкету на сайте…

Конфликты примеры из жизни Как решить конфликтную ситуацию? ТОП-10 правил! Конфликты – это всегда проблема. И в какой бы…

Характер психология

Мир Психологии

Характер (от греч. charakter — отпечаток; черта, признак, особенность) – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х.

К чертам Характера, выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость. К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты – упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт характера выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность – отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает воспитание. Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х. см . Акцентуация характера, Индивидуально-психологические различия, психопатия, Характерология.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Характер (от греч. charaktкr — печать, чеканка, зарубка) – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.). Этимологически слово Х. употребляется в трех значениях:

  1. применительно к любым объектам и явлениям (Х. процесса, Х. ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;
  2. применительно к животным и человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие;
  3. применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, «с Х.» или бесхарактерный).

Наука о Характере в психологическом значении слова – характерология – имеет столь же длительную историю, как и сама психология. На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи: типологизации Х. (темпераментов) и определение Х. (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или «психогностика») (В. Штерн). Различия человеческих Х. как наиболее существенных cвойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и поведение (индивидуальные различия в широком смысле), с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей.

Древнейшая из известных типологий Х., основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (30 в. до н.э.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила в труде К. Птолемея «Тетрабиблос», в котором утверждалось, что положение звезд во время рождения человека оказывает решающее влияние на его индивидуальные особенности и на протяжении всей жизни определяет его судьбу, при этом все многообразие характеров и судеб описывалось теми же двенадцатью основными типами, которые практически не изменились до настоящего времени.

Основы представления о Х. как типе социального поведения заложил Платон, который, исходя из своей теории строения души, описал 5 главных типов Х.: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4-3 в. до н.э.) в знаменитых «Характерах», трактате, считающимся первым настоящим исследованием характера. Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип Х.: насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус и т.д. Расширенный перенос Теофраста в Новое время осуществил в XVII в. его переводчик и популяризатор Лабрюйер в собственных «Характерах».

Представления медицинского естествознания о типах Х. тесно переплетается с учением о темпераменте и конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же, как и Х., мог объясняться, например, преобладанием в организме определенного «гумора» (Гиппократ, Гален), составом крови (Аристотель), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Кречмер), особенностями воли (Клагес) и т.д.

Типологии Х., в основе к-рых лежит заложенное в античности учение о темпераментах, соединившее в своих основах идеи морфологической (конституция) и физиологической («соки», кровь и проч.) обусловленности психического своеобразия человека, более чем за 2000 лет до настоящего времени не претерпели ничего существенно нового. В Новое время утвердилось собственно психологическое понимание Х. как психического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась мысль о том, что индивидуумы различаются между собой не внешними социально значимыми признаками поведения, а прежде всего невидимыми свойствами, которые являются их причиной и образуют Х. человека. С XIX в. характерология приобретает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, сводя их к некоторой простой форме (типу) или заостряя внимание на неповторимости их комбинации у конкретного индивида.

С развитием в 10–30-е гг. ХХ в. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности и Х. В послевоенной американской академической психологии понятие Х. практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому или иному типу. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) понятие Х. сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно включает в свое определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования. В российской психологии основы учения о Х. были заложены А.Ф. Лазурским, трактовавшим Х. как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. Х. отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности, в противоположность социально-типичному.

В социальной психологии используются также понятия социального и национального Х. Понятие социального Х., введенное Э. Фроммом, означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального Х. означает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального Х. было посвящено в 50–80-е гг. большое количество экспериментальных исследований, в к-рых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым проблема национального Х. перешла в плоскость социально-психологических стереотипов и образов своей и других наций.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Характер (греч. charakter — отличительная черта, особенность). Совокупность стабильных индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, являющаяся основой присущих конкретной личности форм поведения. X. – психическая индивидуальность человека в его своеобразии [Лебединский М.С., Мясищев В.Н., 1966]. X. формируется на базе свойств темперамента – динамической характеристики личности, являющейся его аффективной, чувственной основой. Соотношения между вариантами X. и основными проявлениями темперамента неоднозначны.

Одни и те же свойства темперамента могут привести к различным особенностям X. – это определяется условиями воспитания и жизненного пути индивида, зависит от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития [Рубинштейн С.Л., 1946]. Своеобразие X. обусловлено общественным бытием личности, тогда как Темперамент меньше зависит от особенностей среды и воспитания. X., в основном, определяет такую важную составную структуру личности, как ее направленность.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Характер – социально-психологические особенности личности, сформированные на основе унаследованных факторов, а также в процессе воспитания и обучения.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Характер – первоначальное значение в переводе с латинского было “надпись” или “маркировка, отличающая одну вещь от других” с целью ее идентификации. Хотя это значение все еще существует, более предпочтительны здесь синонимы “черта” или “характеристика”.

Когда этот термин употребляется в психологии, он означает: Общее количество или интеграция всех таких характеристик (черт), в результате дающие объединенное целое, которое показывает сущность (характер) ситуации, события или человека.

В Фрейдистской теории это использование подчеркивается введением терминов, подобно “анальный характер”. Сегодня намного чаще встречается термин личность (особенно 3), используемый по существу в том же значении.

предметная область термина

ПСИХОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР (PSYCHOTIC CHARACTER) – понятие, отражающее нарушения характерологических структур, которые в качественном отношении могут быть оценены как достаточно специфические и хорошо распознаваемые расстройства, дополняющие группу невротических характерологических нарушений.

В широком смысле синонимом психотического характера является понятие пограничная личность. Как и при невротическом характере, элементы интрапсихического конфликта кристаллизуются в своеобразную характерологическую структуру, отличающуюся собственными (предсказуемыми) способами адаптации и реагирования на стрессовые ситуации. Хотя индивид с проявлениями психотического характера может не обнаруживать истинных психотических расстройств, его способы реагирования (уровень тревоги, нарушения отдельных функций) могут напоминать таковые при психотических состояниях.

В некоторых случаях могут проявляться и настоящие психотические симптомы, которые, однако, всегда обратимы и кратковременны. В целом можно утверждать, что большинство индивидов с психотическим характером в своей жизни так и не выявляют психотической симптоматики. Одним из важнейших признаков психотического характера является склонность пациентов к регрессии и утрате границ между собой и объектами внешнего мира. При этом обнаруживается способность к полному восстановлению поврежденных функций. Объектные отношения индивида с психотическим характером устанавливаются на более инфантильном уровне по сравнению со здоровыми людьми и лицами с невротическим характером. В отличие от психотических расстройств, нарушения по типу невротического характера не сопровождаются полными расстройствами чувства, проверки и отношения к реальности.

Термин психотический характер не следует использовать для обозначения переходных фаз но пути к формированию истинного психоза. Этот термин применим лишь по отношению к тем индивидам, которые обнаруживают специфические признаки, являющиеся составной частью целостной структуры характера.

РЕЦЕПТИВНЫЙ ХАРАКТЕР – термин Фромма для обозначения индивида, который чрезмерно пассивен и требует большой поддержки и руководства со стороны других. Также называется оральным пассивом.

Оральный характер (Oral character). Концепция Фрейда о типе личности, в котором выражается фиксация на оральной стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется пассивностью, зависимостью и доверчивостью (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).

Источник:
Мир Психологии
индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах
http://persev.ru/harakter

Психология онлайн ->

Исходя из доминирующего способа отношений к себе и к другим людям, Братусь намечает 4 уровня в структуре личности.

I — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе — как к самоценности, к другим — сугубо потребительское и определяется тем, помогает этот другой личному успеху или нет. Если помогает, то оценивается положительно, если нет — то отрицательно.

II — группоцентрический. Человек идентифицирует себя с какой-либо группой и отношение его к людям зависит от того, входят ли они в его группу. Группа может быть как маленькой (семья), так и большой (народ, нация, партия и т. п.). Если другой входит в эту группу, то он достоин жалости, сострадания, уважения, любви, если нет, то эти чувства на него не распространяются.

III — просоциальный, или гуманистический. За каждым человеком подразумевается самоценность и равенство в отношении прав и свобод. Общая устремленность личности этого уровня на достижение таких результатов, которые принесут пользу другим, даже «дальним» людям, человечеству в целом. Братусь считает, что только начиная с этого уровня, можно говорить о нравственности, на предыдущих уровнях речь может идти лишь о морали — эгоцентрической или групповой, корпоративной.

IV — духовный. На этом уровне устанавливаются отношения человека с Богом, другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, но и божественную ценность.

На каждом уровне изменяется представление человека о благе и счастье. При этом существуют разные ступени принятия личностью этих уровней: ситуативная, устойчивая, личностно-ценностная.

На формирование характера влияют жизненные и социальные условия. Важную роль имеет семейное воспитание. В стилях семейного воспитания выделяют 2 основных параметра: контроль и любовь — принятие ребенка. Эти два показателя представляют собой континуум от полной самостоятельности до жесткого контроля и от любви до враждебности по отношению к ребенку (рис. 10).

Рис. 10. Стили семейного воспитания (по Шеферу).

В условиях жесткого контроля, высокой требовательности, властности формируется либо протест, желание высвободиться, либо дети адаптируются к требованиям и у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе, низкая самостоятельность, социальная незрелость. Если же высокая требовательность сочетается с эмоционально холодным, отвергающим отношением (воспитание по типу Золушки), то дети из таких семей испытывают трудности в общении, относятся к людям с недоверием, часто проявляют жестокость.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипоопека — ведет к вседозволенности, поведение подростка становится непредсказуемым, зависит от внешних влияний (возможны наркомания и другие формы асоциального поведения).

Родительская любовь в сочетании с излишней заботой о ребенке — гиперопека — приводит к несамостоятельности, пассивности, трудностям в общении, становится тормозом на пути развития.

Завышенные ожидания родителей в отношении своего ребенка, когда ребенок должен реализовать то, что не удалось в свое время родителям (например, выбрать профессию, о которой мечтал отец), часто ведет к утрате духовного контакта с родителями, если же при этом ребенку навязывается повышенная моральная ответственность, это может привести к невротическому развитию.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера. Акцентуации — это заострение черт характера, которое наблюдается, как правило, в подростковом возрасте. В дальнейшем, по-видимому, происходит их сглаживание или компенсация, возможен также переход явных акцентуаций в скрытые. Вместе с тем, по данным Леонгарда, доля акцентуированных личностей во взрослом населении составляет примерно 50%. В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций характера Личко, в которой выделяются следующие типы акцентуаций: неустойчивый тип, конформный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, гипертимный, циклоидный, лабильный и смешанные типы.

Неустойчивый тип. Главная черта — нежелание трудиться: ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствию, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случая отлынивать от любого труда. Важнейшей особенностью является слабый волевой компонент личности. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения целей. Со слабостью волевого компонента и недостаточной инициативностью связана и подчиненность в группе, компании. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность не свойственна. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. В связи со слабой волевой сферой безнадзорность быстро оказывает пагубное действие.

Конформный тип. Главная черта — конформность: ярко выраженное стремление быть «как все». Это стремление распространяется на все — от стремления одеваться как все до сильной зависимости суждений, позиций и поведения от окружения. Становятся целиком продуктом своего окружения: в «хорошей» среде старательно учатся и работают, в «плохой» — усваивают достаточно быстро ее обычаи, привычки, манеру поведения. Некритичны к восприятию групповых эталонов поведения, установок, ценностей и любой информации вообще. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

Шизоидный тип. Главные черты — замкнутость и недостаток чувствительности в процессе общения. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток чувствительности проявляется в неумении понять чужие переживания, в низкой эмпатии (способности к сопереживанию), в неумении понять желания и мысли партнера. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней, часто подчеркиваемой асексуальностью. Труднее всего переносят ситуации, где нужно установить неформальные эмоциональные контакты, а также вторжение посторонних во внутренний мир.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Характерна аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками. Хорошо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного режима, где высокой показной исполнительностью перед начальством стремятся завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил (иногда не необходимых или даже в ущерб делу), приверженность к порядку, педантизм.

Истероидный тип. Главными чертами являются мощный эгоцентризм, ярко выраженная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания. Все остальные особенности основаны на этом. Лживость и фантазирование целиком служат цели приукрашивания и привлечения внимания к своей личности. Свойственна театральность переживаний, склонность к позерству. Низкая способность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Смена увлечений и хобби также обусловлена стремлением найти такое дело, где можно быть на виду.

Астено-невротический тип. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность. Утомляемость обычно проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу.

Сенситивный тип. Имеют две главные особенности — большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области волевых качеств. Часто встречается неудовлетворенность своим физическим «Я» («образ тела»). Замкнутость, робость и застенчивость особенно выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже самые поверхностные контакты, но с теми, к кому привыкли, бывают достаточно общительны. Чрезвычайные трудности вызывают ситуации негативного оценивания или обвинения (тем более несправедливого).

Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее свое и своих близких), склонность к самоанализу. Черты характера обычно обнаруживаются уже в начальной школе. Отвечать за себя и, особенно, за других, бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и случайностей служат выдуманные приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется при необходимости сделать самостоятельный выбор.

Гипертимный тип. Отличаются всегда хорошим, слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом. Высокая степень активности сочетается с постоянным стремлением к лидерству. Высокий отклик на новое, но интересы неустойчивы. Большая активность сочетается с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их активность нередко ведет к бурным, но коротким вспышкам раздражения.

Циклоидный тип. Характерной особенностью является достаточно частая смена нерезко выраженных фаз гипертимности и подавленности (субдепрессии). В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подросток становится домоседом, избегает компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы в это время тяжело переживаются. Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности. Возможность провоцирования суицида. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Длительность каждой фазы обычно не велика (1-2 нед). Между фазами часто имеет место достаточно длительный период неакцентуированного, «гармоничного» поведения.

Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от часто незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависят активность, работоспособность, общительность. У лабильных подростков чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, которые сами проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переживают утрату или эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц. Отличаются умением адекватно оценить свой характер.

Смешанные типы. Помимо явных акцентуаций встречаются случаи одновременного заострения двух черт. Это так называемые смешанные типы, которые составляют половину случаев явных акцентуаций.

Источник:
Психология онлайн ->
Исходя из доминирующего способа отношений к себе и к другим людям, Братусь намечает 4 уровня в структуре личности. I — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к
http://psylib.at.ua/publ/1_kurs/psy/kharakter/1-1-0-39

Характер психология

Тревожно-сомневающийся характер (психастеник).

Психастеник наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Вообще психастеник по своей добросовестности, мягкости, обостренной нравственности, застенчивости, вегетативной неустойчивости весьма напоминает астеника. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нерешительность психастеника проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышления психастеника о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых психастенических сомнений.

Стоит психастенику заболеть какой-нибудь даже самой пустячной физической болезнью, как он не находит себе места, тревожно подозревая самое страшное, совершенно измучивая себя и своих близких. Помочь ему возможно убедительным разъяснением, что нет никаких оснований думать о страшном, то есть надо разрушить его ипохондрические сомнения. Лучше, если это сделает врач, построив разъяснение на внимательном осмотре и анализах. Болезней же заведомо не опасных для жизни, не “позорных” (когда он убежден в этом) психастеник, как правило, не боится и даже может их порядком запустить.

Психастенические сомнения, лежащие в основе психастенических переживаний, сцепляющиеся в глубокий, едкий самоанализ, имеют своим содержанием обычно или нравственно-этические моменты, или благополучие, здоровье близких и себя самого, или философские вопросы смысла жизни, основывающиеся обычно на боязни смерти.
Психастенику, во всяком случае взрослому, менее всего свойственно легкомыслие (тут нельзя путать с легкомыслием психастеническую рассеянность).

Итак, важно, что все переживания психастеника пронизаны работой тревожно-сомневающейся мысли. Одни психастеники более загружены ипохондрическими переживаниями, другие – нравственно-этическими, третьи – поисками смысла жизни, в четвертых все это присутствует одновременно с равной силой.

Мышление психастеника не отличается острой живостью, легкостью, оно даже несколько тугоподвижно. Психастеник обычно “задним умом крепок”, не способен быстро соображать, схватывать общепринятые “истины”, рассеян, но при всей своей мыслительной неуклюжести, проникнутый миллионом сомнений, именно благодаря всему этому может быть глубоко оригинален.

Мышление психастеника нередко способно к глубокому обобщению, реалистически-теоретическому полету, не связано постоянной сангвинической практической земной насыщенностью, но в то же время в отличие от шизотимного, аутистического мышления, лишено подлинной символичности, причудливой парадоксальности, оно по земному глубоко естественно в своих сомнениях, предположениях и умозаключениях.

Механической памятью психастеник обычно не блещет и отсюда его весьма средние способности к изучению иностранных языков. Ярче всего творческие способности психастеников сказываются в биологии, медицине и художественном творчестве. Благодаря своему стремлению до всего доходить без механического схватывания, упорной работой ума (будто сам заново открывает уже открытое и напечатанное в книгах) психастеник, усвоив, наконец, глубоко и подробно изучаемое, может затем объяснить это другим так живо и понятно, что нередко пользуется большим успехом на поприще преподавателя самых различных дисциплин.

Психастеникам свойственна рассеянность, аналитическая мечтательность, а также острое самолюбие, честолюбие при нежелании обращать на себя внимание людей. И.П. Павлов называл психастеника человеком мыслительным, отметив слабую его чувственность, слабый “эмоциональный фонд”. Из этого, однако, не следует, что психастеник рассудочный, деревянный, сухарь, он глубоко эмоционален, но- по-своему, мыслительной эмоциональностью. Это не чувственность, не яркая образность, а внешне скромная, но глубокая и добрая эмоция, подробно многое понимающая, то есть это духовность. Великий психастеник может быть мудр именно в метерлинковском смысле: “В разуме нет доброты, а в мудрости ее много”.

Эти душевные качества вместе с добросовестностью, скрупулезностью и аккуратностью много способствовали его великому творчеству. Например, благодаря скрупулезным сомнениям Дарвин, работая над своими книгами, сумел предвидеть все возможные возражения оппонентов и предупредить их тщательным доказательством.

Итак, как уже отмечено, эмоция психастеника по-своему естественна, тепла, даже горяча, но довольно аккуратно распределена между заботами и тревогами о себе, о своих близких, о касающихся его нравственно-этических проблемах. Душевность психастеника не вмещает в себя переживания по поводу всех бед, как способна это сделать сангвиническая естественная, мягкая сердечность, не отличающаяся такой глубиной, но зато обволакивающая всех и вся.

В этом и одна из особенностей психологической защиты психастеника, астеника. Другая, тоже общая, особенность – душевное онемение-окаменение при ясности мысли в обстановке опасности.

Слабость в психастенике тех доставшихся нам в наследство от животных предков мозговых структур, которые участвуют в образовании острой чувственности, от которых зависит яркость в человеке всего, что роднит его с животным (“животная половина”), отражается и в двигательной неловкости, неточности, некоторой неестественности, угловатости движений.

У психастеника нет острого глазомера, интуитивного, “собачьего” чутья на людей, он нередко попадает впросак по своей доверчивости. Но именно психастеническая слабость чувственной интуиции понуждает психастеника стихийно развивать-усложнять свое аналитическое размышление обдумыванием поступков людей, чтением психологической литературы, дабы восполнить слабое “животное чутье” и лучше приспособиться в жизни среди людей.

В этом еще одна грань психастенической защиты, которая показывает, что психастенику (особенно остро страдающему чувством неполноценности, завидующему другим “смелым”, “сильным” людям, теряющемуся в трудностях жизни) прежде всего необходимо изучать типы человеческих характеров, чтобы научиться предполагать, что от какого человека при определенных обстоятельствах можно ожидать, и вникнуть в свою собственную сложную личностную структуру, чтобы осознать, прочувствовать свои сильные благородные свойства: склонность к нравственно-этическим переживаниям, оригинальность углубленного мышления внутри его тугоподвижности.

С возрастом, особенно гадам к сорока пяти, психастеник обычно душевно успокаивается. Смягчается и его вегетативная подвижность-неустойчивость. Если же еще ему удается нащупать в жизни свою “жилу” и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душевным спокойствием и уверенностью.

В течение всей жизни для психастеника очень важны глубокое сочувствие и понимание со стороны близких, сослуживцев, без чего он нередко проводит в остром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной ценности, которую способен принести.

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность – с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (эмоциональный) Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью.

Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Источник:
Характер психология
Тревожно-сомневающийся характер (психастеник). Психастеник наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Вообще психастеник по своей добросовестности, мягкости,
http://optimisty.com/psih8.html

Характер психология

Бесплатные статьи и программы без рекламы и смс для профессионалов и тех кто ценит свое время.

Лекция по психологии: “Понятие о характере”

Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Природное и приобретенное в характере

Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды; жизненного опыта человека; его воспитания.

Влияния эти являются:

общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи; индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.

Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный. Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации. Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия. Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений к действительности:

а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие и др.);

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость и др.);

в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);

г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые черты характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей. К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самосостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (препятствующей адекватной социальной адаптации личности).

К. Леонгард и А. Личко предложили следующую классификацию типов акцентуации характера:

Интровертный тип, ему свойственна замкнутость, затрудненность общения и т.д.

Экстравертный тип. Для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, непостоянство увлечений, хвастливость, конформность.

Неуправляемый тип. Этому типу присуща импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, и т.д.

Неврастенический тип проявляется в преобладающем дурном настроении, раздражительности, мнительности, вспышках гнева, слез и т.п.

Сенситивный тип характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью, страхом перед незнакомыми людьми, самобичеванием, высокой требовательностью к себе и т.д. Как правило, подростки скрывают свою робость и стеснительность за развязностью.

Для демонстративного типа свойственен эгоцентризм, лживость, склонность к позерству и рисовке, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии.

Выразительными признаками характера

Выразительными признаками характера являются: поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек); особенности речи (громкая или тихая, быстрый или медленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.); внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка, поведение во время общения).

Источник:
Характер психология
Лекция по психологии: Понятие о характере Характер слово древнегреческого происхождения. В переводе на русский означает чеканка печать
http://www.glazavezde.ru/psihologiya/dlya-neznayuschih/423-lekciya-po-psihologii-ponyatie-o-haraktere.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

П О П У Л Я Р Н О Е

работа в полиции для девушек Как устроиться девушке на работу в полициюПравильно выбранная профессия – это успех и благополучие в… (7)

Как понять что ты нравишься парню если вы не общаетесь Как понять, нравишься ли ты парню Вопрос, который вынесен в заголовок статьи из года в… (5)

Отношения в семье Отношения в семье, какие могут быть – характеристика На отношения в семье влияет множество факторов,… (5)

Тревожное состояние лечение Народные методы лечения тревожно-депрессивно - го состояния есть?Народные методы лечения тревожно-депрессивно­ го состояния есть? Есть!… (5)

Модные мужские стрижки Модные мужские стрижки 2018-2019 года, фото, тенденции мужских стрижекМодные мужские стрижки 2018-2019 года, фото, тенденции… (4)

COMMENTS